Тосол применение для авто

Что такое тосол и чем он отличается от антифриза

Работа двигателя сопровождается большим тепловыделением и его охлаждение необходимо для каждого автомобиля. Снижения температуры, получаемого путем движения воздуха, будет недостаточно, и существуют специальные охлаждающие жидкости. От их качества зависит функционирование двигателя, поэтому важно выбрать нужный состав. На рынке представлены различные виды тосолов, и необходимо знать их особенности.

Охлаждающая жидкость

Для охлаждения двигателя нужна жидкость с модифицированными показателями замерзания и кипения. Такие особенности позволяют использовать транспортное средство в условиях суровой зимы или аномального лета. В разговорной лексике все виды охлаждающих жидкостей называют тосолом или антифризом. В этих названиях кроются огромные различия в составе, что отражается на их эксплуатационных качествах.

Тосол, как и антифриз маркируется производителями не только по характеристикам, но и окрасом. Эти особенности нужны для визуального отличия разных по составу жидкостей. Так, цвет тосола может быть синий или красный, а антифриз имеет гораздо больше оттенков. Для правильного понимания их свойств следует изучить состав хладагента.

Что такое тосол и антифриз

До появления охлаждающих жидкостей в качестве охладителя применялась вода. Её закипание или замерзание в системе затрудняло использование машины, и автомобильная промышленность требовала более эффективного решения. Основой охлаждающей жидкости является раствор этиленгликоля с дистиллированной водой. В качестве присадок используются органические вещества или сложные химические соединения. За счёт таких добавок и достигаются различные свойства охлаждающей жидкости.

Тосол стал первой охлаждающей жидкостью, которая была доступна в широкой продаже. Топливная система автомобиля требовала качественного охлаждения, и вода плохо подходила по своим физико-химическим характеристикам. Применение жидкости на основе этиленгликоля значительно упростило эксплуатацию машины. Низкий порог замерзания был важен в условиях суровой зимы, и тосол предоставил возможность почувствовать все преимущества хорошего охлаждения.

Применение тосола

Тосол – разрабатывался в СССР для отечественных автомобилей. Во время его выпуска понятие антифриз на рынке автохимии не существовало. Было создано несколько видов тосола, которые имели различный порог замерзания. Кроме того, цветовые маркеры позволяли быстро обнаружить течь или изменение свойств жидкости. Тосол не являлся отдельным продуктом и входил в группу антифризов первого поколения. Сегодня существует всего два вида таких растворов:

В обоих растворах используется одинаковый химический состав, и различия между ними заключается в концентрации спирта. Разница в цвете служит только для выделения значений температурного порога.

Применение антифриза

Антифриз – представляет собой целую группу охлаждающих жидкостей, разрабатываемых крупными зарубежными компаниями. Такой состав отличается от воды не только изменённым порогом замерзания и точкой кипения. Температурное расширения при воздействии холода у антифриза составляет 1,5%, в то время как вода имеет 9%. Жидкости на основе этиленгликоля получили наибольшее распространение, а добавление присадок помогло значительно улучшить их свойства.

Нормирование охлаждающих жидкостей производится на основании ГОСТ 28084-89, но его требования не регламентируют состав и количество присадок. В большинстве стран есть собственные государственные нормативы, и производство антифризов, выполняется на основе их рекомендаций. Кроме существования ГОСТов, используют различные ТУ, на основании которых указываются температурные пределы.

Маркировка тосола

Охлаждающая жидкость давно известна большинству водителей. Кроме знакомой всем маркировки, информирующей о температуре замерзания тосола, существует и буквенный код. Такое разделение даёт возможность получить более полную информацию о составе охлаждающей жидкости. Существует всего три вида такого обозначения:

Именно после этой маркировки указывается температура замерзания, назначение и состав. Такое обозначение идет вразрез с требованиями ГОСТ 28084-89, который допускает только маркирование готового раствора или концентрата. Следовательно, тосол, изготовленный по этим требованиям, не имеет категории «М» в наименовании. Использование в производстве ТУ, напротив, не запрещает такого обозначения.

Влияние тосола на систему охлаждения

Тосол хорошо сочетается со всеми хладагентами, имеющими присадки минерального типа. Такая особенность позволяет использовать любые отечественные охлаждающие жидкости, а также импортные аналоги, имеющие обозначение G11. При правильной плотности коррозионное воздействие будет минимальным, но снижение таких показателей приведет к быстрому загрязнению тосола от контакта с металлическими деталями.

Сильный нагрев не способен принести вреда охлаждающей жидкости, но имеет пагубное действие на конструктивные элементы. Так, размягчение резиновых патрубков, способно привести к утечке тосола, что потребует необходимости восполнить утраченный объём. Следует помнить, что заливать чистый концентрат категорически запрещено, и такие действия могут заморозить двигатель.

Совместимость тосола и антифриза

Содержание охлаждающей жидкости может снизиться в результате потери герметичности в системе или физического испарения воды. Благодаря использованию красящих веществ такая протечка видна сразу, но подобная ситуация будет требовать восполнения антифриза. В зависимости от того, какой тип охлаждающей жидкости используется в машине, можно подобрать равнозначную замену. Антифризы имеют маркировку от G11 до G13, причём их отличия довольно существенны.

Если с заменой и добавлением тосола всё понятно, то антифризы вызывают немало вопросов. Совместимость охлаждающей жидкости в основном зависит от типа используемых присадок и непродуманное смешение способно привести их в негодность. При несовместимости хладагентов будет правильным долить дистиллированной воды, что избавит от необходимости промывки всей системы. Если тосол рекомендуется ГОСТами и ТУ, то антифриз имеет нормирование страны изготовителя. Для правильной работы системы охлаждения следует знать всё о совместимости таких продуктов.

Добавление воды в тосол или антифриз

Изменение концентрации раствора, путём отклонения его показателей от допустимых, способно причинить вред системе охлаждения автомобиля. Расчётная плотность тосола и антифриза будет повышаться при испарении влаги. В таком случае добавление дистиллированной воды поможет восстановить свойства хладагента, но подобная мера недопустима при разгерметизации системы охлаждения и утечке тосола.

Добавление воды в сбалансированный производителем, охлаждающий раствор изменит его характеристики. Температура кипения и замерзания антифриза имеет точно рассчитанные показатели. Такие действия способны привести к перегреву двигателя, а замерзание жидкости будет причиной течи в радиаторе. Добавление воды обоснованно только в случае её испарения. Причем для выполнения такой операции следует слить охлаждающую жидкость, произвести смешивание и только затем залить её обратно.

Определение качества тосола

Хотя подделывать тосол из-за его небольшой цены не совсем выгодно, такие случаи далеко не исключение. Первое, на что следует обратить внимание, — это цвет. Жидкость должна быть синего цвета, и такой окрас не может влиять на её прозрачность. Марка А-65 имеет красный цвет, но специфический температурный режим делает её менее популярной. Тара производителя всегда имеет хороший внешний вид и на ней недопустимы перекосы этикетки или некачественно запаянная крышка.

При малейших сомнениях будет нелишним попросить у продавца сертификат соответствия. Хотя подобная процедура необязательна, все производители предпочитают добровольно пройти сертификацию. Если таких документов не существует, лучше забыть о сомнительной жидкости и приобрести продукцию проверенного поставщика.

Защита радиатора и охлаждающей системы

Современная автомобильная промышленность в производстве отдаёт предпочтение лёгким металлам. Использование алюминия плохо сочетается с охлаждающими жидкостями типа тосола. Его главным недостатком считается невозможности построения защитной оболочки при высоких температурах. Именно поэтому большинство производителей рекомендуют в качестве хладагента стали использовать антифриз G12 или более старшие поколения. Карбоксилатные составы благодаря присадкам, напротив создают алюминию щадящие условия, и предотвращают окисление.

Для продолжительной работы системы охлаждения следует соблюдать такие правила:

Единого стандарта для замены тосола не существует и при выполнении таких операций следует больше уделять внимания техническим условиям, чем ГОСТу. Хороший антифриз выпускается под разными брендами, а его замена не доставит сложностей даже новичку.

Выбор охлаждающей жидкости и её замена

Появление на рынке антифризов последнего поколения с практически пожизненной гарантией внесли новшества в производство транспортных средств. К примеру, Volkswagen и General Motors не требуют замены хладагента в течение всего периода эксплуатации. Владельцам старых машин следует основывать свой выбор на рекомендациях производителя. Для обладателя далеко не новой техники вряд ли будет практично заменять привычный тосол на антифриз G13, цена которого в десятки раз выше.

Замена охлаждающей жидкости может быть плановой или досрочной. Попадание выхлопных газов через неисправную прокладку головки блока или подсос воздуха в месте разгерметизации приведёт к интенсивному старению жидкости. Так, коричневый тосол или его темно-бурый цвет будут свидетельствовать о наличии ржавчины в системе. Для проверки качества антифриза можно измерить плотность раствора. Так, показатели в пределах 1,06-1,090 считаются оптимальными для хладагента. Обслуживание системы охлаждения автомобиля не представляет сложностей и элементарные знания видов антифриза помогут избежать проблем в дороге.

Источник

Tosol-Sintez › Блог › Мифы и вопросы об охлаждающих жидкостях — развеиваем и отвечаем

Привет, DRIVE2! Мы проанализировали ваши комментарии к нашему первому посту, почитали, что пишут в интернете об охлаждающих жидкостях и их работе в автомобиле, и решили развеять некоторые из мифов и ответить на некоторые из ваших вопросов.


Миф 1: «Все антифризы примерно одинаковы — не стоит забивать голову несущественными различиями»

Вовсе нет, антифризы разные. Даже незамерзающая основа у них может отличаться — это может быть этиленгликоль, пропиленгликоль или глицерин. Ещё большие различия у антифризов в присадках.

Присадки адаптируют антифриз для работы в конкретном моторе. Детали, с которыми контактирует антифриз в двигателе, изготавливаются из различных сплавов, и поскольку незамерзающая основа ОЖ реагирует с металлами, во избежание повреждения антифризом разных сплавов используют разные присадки.

Читайте также:  Дезинфектор для кондиционера авто

Двигатели непрерывно совершенствуются — используются новые сплавы и технологии изготовления деталей. Соответственно, состав ОЖ для моторов тоже не остаётся прежним. Тосол, разработанный для двигателей советских автомобилей, вышел из употребления вместе с ними и в современных моторах не используется.

Для справки: «неправильный» антифриз не приведёт к немедленной остановке двигателя, но способен существенно повредить его долговечности и привести к преждевременному ремонту.

Среди возможных бед:

— закупорка каналов радиатора и/или блока цилиндров отложениями;
— разрушение деталей двигателя из-за кавитации;
— перегрев двигателя на больших нагрузках из-за низкой теплопроводности ОЖ или из-за засорения каналов системы охлаждения.


Миф 2: «ОЖ — штука простая, она уже тридцать лет не менялась»

Двигатели внутреннего сгорания непрерывно совершенствуются. Повышение мощности, сокращение расхода топлива, снижение трудоёмкости обслуживания даются инженерам-разработчикам нелегко: их внимание приковано к каждой мелочи.

Моторное и трансмиссионное масла, тормозная жидкость, бензин — все эти необходимые автомобилю субстанции совершенствуются вместе с моторами, их состав изменяется и усложняется. Антифриз — не исключение.

По сравнению с тосолом 30-летней давности у современных антифризов выше температура кипения, антикоррозионные присадки адаптированы к сплавам, из которых делают сегодняшние двигатели, многие из присадок раньше не использовались вообще.

В разных двигателях используют разные масла, обладающие разными свойствами, и это никого не удивляет и вопросов не вызывает. С антифризами дело обстоит точно так же — состав и свойства антифризов для разных моторов различны.

Пакеты присадок разрабатываются под работу в конкретных моторах, поэтому универсальных антифризов, каким был в своё время тосол, сегодня не существует. Выбирать антифриз следует ориентируясь исключительно на допуск производителя автомобильного мотора.


Миф 3: «Цвет антифриза указывает на срок его службы» и другие «цветовые закономерности»

На полке любого автомагазина стоят антифризы самых разных цветов. Причём опыт говорит, что такого цветового разнообразия нет ни у одной другой технической автомобильной жидкости (масла разных видов, например, внешне очень мало отличаются друг от друга). Вполне естественно увидеть за этим обстоятельством что-то большее, чем просто «другой цвет».

Самый распространенный миф — цвет антифриза указывает на срок его службы, а именно:

— красный антифриз самый долговечный — он служит 5 лет;
— зеленый антифриз средний — срок его эксплуатации 3 года,
— синий антифриз самый «простенький» — он служит 1-2 года (сюда относят и тосол).

Считается также, что все антифризы одного цвета можно смешивать между собой. Во всяком случае, именно так обычно утверждают продавцы в ответ на вопрос «Какой антифриз посоветуете на доливку?»

Правда состоит в том, что цвет антифриза никак не говорит ни о его составе (и смешиваемости), ни о сроке его службы. Точно так же цвет носков (рубашек, ботинок — подставьте свой вариант) никак не говорит о том, сколько вы их проносите. ОЖ окрашивается для удобства поиска утечек и в целях безопасности: яркая окраска привлекает внимание и указывает на то, что перед вами специальная жидкость.


Миф 4. «Маркировка G11 и G12 — общеупотребительная классификация антифризов»

Источником мифа, вероятно, послужили известные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12», которые выпускались в Германии для автоконцерна Volkswagen. Кроме того, Volkswagen обозначает маркировкой G 11 так называемые «гибридные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-C, а маркировкой G 12 так называемые «карбоксилатные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-D.

Чтобы антифриз не на словах, а на деле соответствовал G 11 или G 12, он должен пройти весь цикл испытаний у компании Volkswagen и получить от неё одобрение на применение. И даже тогда ОЖ будут соответствовать классу G только для автомобилей Volkswagen. Если у вас автомобиль другой марки, ориентируйтесь на одобрение его производителя.


Миф 5: «Если ОЖ не прописана в сервисной книжке автопроизводителя, её нельзя использовать»

Формулировки на упаковке антифриза вроде «рекомендован для» или «разработан с учетом требований» — это не то же самое, что «допущен (одобрен) к применению».

Реальное соответствие требованиям автопроизводителя может подтвердить только сам автопроизводитель — по результатам испытаний на своих автомобилях.

После проведения таких испытаний (за счет соискателя) автопроизводитель выдаёт (или не выдаёт) допуск/одобрение на применение данной жидкости в своих автомобилях, вносит её в списки, сервисные книжки, определяет перечень марок автомобилей или двигателей, где эта жидкость может использоваться, устанавливает сроки её замены.

Если охлаждающая жидкость не имеет допуска, то возможны два варианта:

1) ОЖ протестирована, но необходимым требованиям не отвечает;
2) ОЖ тестировалась на соответствие допуску конкретного автопроизводителя, но не проходила дорогостоящее официальное испытание.

Во втором случае вполне возможно, что ОЖ обладает нужными качествами, однако вы не можете этого знать, поэтому рискуете, заливая её в мотор своей машины.


Итак, это были мифы, а теперь переходим к вопросам. В комментариях к нашему первому посту пользователи DRIVE2 задавали вопросы, касающиеся эксплуатации охлаждающей жидкости. Сегодня на некоторые из них отвечают технические специалисты «Тосол-Синтез».


Вопрос 1: «Почему производители рекомендуют использовать разные ОЖ в разных автомобилях»?

«Вы не описали, из-за чего производители рекомендуют заливать конкретную жидкость, ведь жидкость работает в одинаковых средах: чугун, алюминий, сталь, пластик, резина, силикон и бронза. Из-за чего же производители рекомендуют заливать разную ОЖ?»

Комментатор совершенно прав: в двигателях так или иначе действительно используются практически одинаковые материалы — чугун, алюминий и его различные сплавы, резинотехнические изделия. Однако двигатели при этом — разные, с разным соотношением того или иного металла.

Плюс ко всему у моторов разные температурные режимы, уровни мощности, разная степень сжатия, разное количество элементов в системе охлаждения (существуют системы с теплообменниками, жидкостными интеркулерами, дополнительными радиаторами и пр.). Системы охлаждения различаются даже просто по объёму. Всё это не позволяет использовать одну и ту же жидкость повсеместно.

Тенденция последнего времени — увеличение эффективности двигателей внутреннего сгорания (уменьшение выбросов, снижение расхода топлива, повышение мощности) за счёт повышения рабочей температуры двигателя с одновременным использованием наддува для более полного сгорания топлива. То есть в двигателях последнего поколения ОЖ работает при более высокой температуре, чем в моторах, произведённых всего несколькими годами ранее.

Вот и получается, что в одном автомобиле используется классический двухлитровый 4-цилиндровый атмосферный мотор с чугунными гильзами в блоке цилиндров, выдающий 150 л.с. и в пике прогревающийся до 105 °С. А в другом работает аналогичный по объему 4-цилиндровый двигатель, сделанный полностью из алюминия с добавлением циркония, с турбонагнетателем, работающий в диапазоне 115–117 °С и выдающий около 400 л.с. Можно сказать, что это одинаковые двухлитровые рядные четверки, но при этом они не имеют абсолютно ничего общего. Точно так же дело обстоит и с охлаждающими жидкостями.

Ну и банальный и быстрый ответ: масло же вы подбираете, а не льёте одно во все моторы.


Вопрос 2: «Как отличить подделку от оригинала?»

Пользователь с ником Firesssnake :

«Купил в известной сети 2 канистры по 5 литров. Партии разные. Одна декабрь 19го, вторая — август 20го. На августовской лейблы на золотинке под крышкой легко смазались пальцем. Это подделка или были проблемы с штамповкой пленки? Вопрос к представителям ТС».

Если канистра, как и в описанном случае, вызывает какие-либо подозрения, можно проверить подлинность продукта.

Для этого на каждой канистре указывается идентификационный код, по которому можно определить оригинальность партии, а также то место, где реализована данная канистра. Запрос на проверку подлинности можно оставить на нашем сайте или написав на адрес электронной почты, указанный на этикетках нашей продукции.


Вопрос 3: «Как промывать систему охлаждения и нужно ли это делать?»

«Хотелось бы узнать, как лучше промывать систему охлаждения. Стоит ли пользоваться специальной жидкостью для промывки системы?»

Есть некоторые типы охлаждающих жидкостей, к примеру IAT (Inorganic Acid Technology — неорганические охлаждающие жидкости) и HOAT (Hybrid Organic Acid Technology — гибридные охлаждающие жидкости), которые в процессе своей работы для защиты элементов системы охлаждения образуют на её стенках достаточно толстый защитный слой. При использовании таких жидкостей промывка системы охлаждения обязательна при каждой их смене.

Если этого не делать, возникает та самая ситуация, когда после замены «Тосола» человек заливает новую качественную и оригинальную охлаждающую жидкость, а буквально через 200–300 км она превращается в бурую жижу, напоминающую какао. Это происходит из-за того, что новый антифриз вместо образования того самого защитного слоя начинает смывать старый, расходуя пакет присадок на промывание, а не на защиту. В итоге мы получаем чистую систему, но испорченный антифриз.

Поэтому, если мы меняем эти ОЖ на аналогичные или переходим на новый тип антифриза, к примеру, с классического тосола на гибридный или карбоксилатный антифриз, систему охлаждения следует промыть.

Промывку проводят в три этапа:

— сливаем старую жидкость;
— заливаем воду со специальной промывкой, прогреваем двигатель до рабочей температуры, сливаем раствор;
— ещё раз промываем систему дистиллированной водой и заливаем новую жидкость.

Также для замены охлаждающей жидкости можно использовать специальное оборудование — оно обеспечивает описанную промывку автоматически.


Вопрос 4: «Какой антифриз лучше: готовый антифриз или концентрат? И как правильно его смешать?»
,

«Какой антифриз лучше: готовый антифриз или концентрат?»

С технической точки зрения, мы рекомендовали бы готовый. На производстве используется подготовленная очищенная и деминерализованная вода, которая смешивается с другими компонентами ОЖ в точном процентном соотношении.

Концентрат тоже можно использовать, но нужно быть внимательным, так как неподходящая вода или неправильная пропорция могут ухудшить технические характеристики полученной охлаждающей жидкости.


Вопрос 5: «Как понять, что антифриз нужно менять? Есть ли признаки и что делать, если не знаешь ни возраста, ни пробега?»

«Почему на крышке расширительного бачка появляется своего рода изморозь. Говорит ли это о том, что надо менять антифриз?»

Читайте также:  Фото раллийных авто wrc

Сначала ответим непосредственно на вопрос драйвочанина Zaxarenok. Причин появления такой «изморози» может быть несколько. С одной стороны, несовместимость старого и нового антифриза (если залили новый без промывки например). С другой, она может служить индикатором того, что антифриз потерял свои свойства и подошел срок его замены.

В целом же, если вы приобрели автомобиль с пробегом и не знаете, когда в нём в последний раз меняли антифриз, мы рекомендуем заменить охлаждающую жидкость, обязательной промывкой, на антифриз, одобренный именно для этого автомобиля.

После этого вы, во-первых, вы сможете вести отсчёт времени и контролировать срок службы ОЖ, ориентируясь на данные от производителя. Во-вторых, в случае необходимости доливки вы будете точно знать, какую ОЖ использовать, «не гадая по цвету».

И опять же: после покупки подержанного автомобиля практически все сразу меняют масло с полной промывкой, чтобы не повредить двигатель. Но ведь охлаждающая жидкость точно так же влияет на состояние мотора — глупо рисковать его долговечностью.

Источник

ed1068 › Блог › Мифы о ТОСОЛЕ ( или все об охлаждающей жидкости )

Когда вы заходите в магазин автомобильных запчастей, то можете увидеть на витрине множество различных «Тосолов», которые отличаются друг от друга этикеткой, названием, номером Технических Условий, предприятием-изготовителем. В настоящее время в России встречается более ста разновидностей таких «Тосолов». Неискушенный покупатель думает, что все эти жидкости являются тем самым Тосолом, который он знает с детства, однако это всего лишь миф. На самом деле эти «Тосолы» не имеют отношения к первоначальному, настоящему Тосолу, который выпускался в СССР и был практически единственной и очень дефицитной охлаждающей жидкостью.

Тосол (точное название — Антифриз «Тосол-А», впоследствии Антифриз «Тосол-АМ») был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся ТОС (Технология Органического Синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол — оригинальное и благозвучное. Подчеркнем, что «Тосол» — имя собственное, это название конкретного антифриза, а не термин для обозначения автомобильной охлаждающей жидкости. Тосол выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. Он прошел многочисленные испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Известно, что рекомендуемый срок эксплуатации Тосола составлял (для автомобилей того времени) один-три года или 60 тысяч километров пробега. Под него даже был разработан государственный стандарт ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», 1989 года выпуска.

Однако в 90-х годах государственные предприятия СССР по известным причинам перестали выпускать многие виды продукции, в том числе и Тосол. На их место пришли многочисленные мелкие предприятия, которые стали производить под названием Тосол совершенно другие жидкости, по другой технологии и рецептуре. Государственные научные институты тоже перестали заниматься разработкой новых охлаждающих жидкостей. Появились химики-индивидуалы, которые стали изобретать новые дешевые рецептуры и предлагать их за умеренную плату. Такие предложения встречаются до сих пор, например, от имени так называемой «ассоциации производителей Тосола». Фактически это другие, быть может, неплохие охлаждающие жидкости, но это не Тосол, а его подделки.

Примечание. Кстати, чтобы «изобрести» новую рецептуру «Тосола» необязательно быть химиком. Достаточно «надергать» какую-нибудь композицию из опубликованных патентов и для верности изготовить образец у себя на кухне. Или проще: порыться в литературе и найти готовую рецептуру, которая, правда, утратила свою актуальность и перестала быть коммерческой тайной. Так, например, отличные, но устаревшие, боратная и фосфатная рецептуры «традиционных охлаждающих жидкостей», которые вполне можно выдать за новый Тосол, опубликованы в журнале «SAE Technical Paper Series, 900804, 1990».

Широко «раскрученная» в СССР торговая марка «Тосол» не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель мог назвать Тосолом (и до сих пор называет) свою, совершенно другую охлаждающую жидкость. Правильное название для таких подделок — суррогат, от латинского слова «surrogatus», что означает «поставленный вместо».

Часто приходится слышать от производителей Тосолов, что слово «Тосол» в названии своей продукции они употребляют вместо слова ОЖ (ОЖ — Охлаждающая Жидкость), так как наш народ привык называть все охлаждающие жидкости Тосолом. Однако это всего лишь уловка для оправдания бесцеремонного использования чужого бренда «Тосол» при продвижении своих продаж без вложений в рекламу. Для сравнения, наш народ привык называть все копировальные аппараты «Ксероксами», а все автомобили-внедорожники «Джипами». Но никогда «Canon» не назовет свой копировальный аппарат «Ксерокс» и никогда «Ford» не назовет свой внедорожник «Джип», причем под страхом судебного разбирательства.

В 2000-годах ситуация улучшилась, но принципиально не изменилась. Под названием Тосол продолжают выпускать совершенно другие жидкости, по другим рецептурам и ТУ, по другой технологии. Такие другие жидкости должны называться ОЖ, но никак не Тосол. Оригинальный Тосол может выпускаться по ТУ 6-57-95-96 (последняя версия) и лишь при наличии лицензионного соглашения с разработчиком технологии ГосНИИОХТ. По сведениям автора, в розничной продаже такой Тосол не встречается вообще.

Справедливости ради, отметим, что отдельные экземпляры из таких Тосолов получили одобрения для использования в российских автомобилях. Списки таких «пригодных Тосолов», с указанием их производителей, вы можете найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, хотя они и состоят всего из двух-трех позиций. Все остальные охлаждающие жидкости, которые не упомянуты в сервисных книжках, никогда не проходили (или не сумели успешно пройти) эксплуатационные испытания на автомобилях по методике автозаводов, и их применение может привести (и приводит) к плачевным последствиям.

В заключение рекомендация: заливайте в автомобиль только те охлаждающие жидкости, которые рекомендованы (имеют одобрение/допуск) производителем этого автомобиля.

Кавитация гильз двигателя при использовании Тосола

Кавитация гильз двигателя при использовании Тосола.

Двигатель Рено, установленный на автобусе МАЗ, с ресурсом эксплуатации 1 миллион км, был разрушен за счет кавитации после пробега 230 тыс км. Причина: Тосол, применявшийся в этом автобусе, не противодействует кавитации гильз, в отличие от антифризов, имеющих одобрение Рено.

Блокировка каналов двигателя осадками из Тосола

Блокировка каналов двигателя осадками из Тосола.

Двигатель автобуса «Икарус» приходится регулярно снимать и прочищать каналы охлаждающей жидкости от силикатных засоров, которые образует так называемый силикатный Тосол.

Помпа «съедена» Тосолом

Помпа «съедена» Тосолом.

Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости (помпы) двигателя Cummins, установленного на автобусе ПАЗ, полностью разрушена из-за кавитации в течение первых полутора лет эксплуатации. Причина: Тосол, применявшийся в этом двигателе, не противодействует кавитации помпы. С нормальным антифризом эта помпа служила бы 10 л

Миф 2. О том, что Антифриз и Тосол разные охлаждающие жидкости.

Существует мнение (миф), что Тосол — это охлаждающая жидкость, предназначенная для отечественных автомобилей, а антифриз — для иномарок. Сначала уточним терминологию. Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при 0°С. Жидкость, которой поливают дороги в зимнее время, это тоже антифриз. За рубежом для обозначения автомобильных антифризов обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant», что буквально означает «антифриз — охлаждающая жидкость». Каждый из антифризов имеет свое название (имя), например GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone и так далее. Тосол — это тоже название (имя) конкретного антифриза. Даже на титульном листе Технических Условий ТУ 6-57-95-96 написано Антифриз «Тосол-АМ». Таким образом, принципиальной разницы между Антифризом и Тосолом не существует. Разница существует в составе пакетов присадок различных антифризов и тосолов, соответственно в их качестве, области применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации.

В последние годы многие российские производители стали называть свои охлаждающие жидкости (бывшие «Тосолы») антифризами, претендуя на их применимость не только в отечественных автомобилях, но и в иномарках. Имейте в виду, что единственный критерий применимости антифриза в вашем автомобиле — это допуск (одобрение) на применение этого антифриза от производителя этого автомобиля. Список одобренных антифризов, как правило, имеется в сервисной книжке автомобиля или публикуется на интернет-сайте автопроизводителя.

Миф 3. О ГОСТе 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие».

В российских автомобильных журналах часто публикуют статьи с «экспертизой» различных охлаждающих жидкостей (тосолов, антифризов), закупленных в розничной торговле. При этом критерием качества антифриза выбирается его соответствие (или несоответствие) Государственному Стандарту Союза ССР 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», точнее даже не всему ГОСТу, а 2-3 из его 10 показателей. Утверждается, что если жидкость соответствует ГОСТу, по выбранным показателям, то она качественная и может применяться во всех автомобилях, если не соответствует ГОСТу, то не может. Аналогичное утверждение делают и некоторые специалисты, выступая «экспертами» в области охлаждающих жидкостей. Иногда даже по результатам «экспертизы» ранжируют охлаждающие жидкости «по качеству», или по более замысловатому признаку «цена-качество».

Однако на практике известны случаи, когда жидкости, соответствующие ГОСТу, оказывались совершенно непригодными для автомобилей и, наоборот, лучшие мировые образцы современных антифризов этому ГОСТу, вообще говоря, не соответствуют. То есть для современных охлаждающих жидкостей соответствие ГОСТу уже не является критерием качества и применимости.

Разберемся по порядку. ГОСТ 28084–89 представляет собой перечень из десяти лабораторных показателей, которые измеряются в охлаждающих жидкостях, а также нормативы и методы измерения этих показателей. Кроме того, в ГОСТе записаны правила безопасности, транспортировки, приемки, хранения, применения, срок эксплуатации. Этот ГОСТ в основной своей части повторяет американский стандарт на охлаждающие жидкости ASTM D3306, из которого, правда, исключена наиболее принципиальная и трудоемкая часть — динамический тест на коррозию, а также изменены нормативы некоторых показателей. ГОСТ был полезен для своего времени (80-х, 90-х годов), когда в стране выпускалась фактически только одна охлаждающая жидкость Тосол-А и его модификация Тосол-АМ. Он устанавливал четкие правила (методики) проведения лабораторных измерений показателей охлаждающей жидкости, как на предприятиях-изготовителях, так и у потребителей Тосола.

Главным недостатком ГОСТа является его неполнота. Он определяет только лабораторные испытания, тогда как полный цикл испытаний включает в себя последующие стендовые и, главным образом, эксплуатационные испытания охлаждающей жидкости на реальных автомобилях. Такие стендовые и эксплуатационные испытания проводят все производители автомобилей, включая наши АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ. Только после прохождения полного цикла испытаний производитель автомобиля выдаст (или не выдаст) одобрение (допуск) на применение данной охлаждающей жидкости в своих автомобилях, внесет ее в свою документацию, сервисную книжку, на интернет-сайт. У нас в России (и тем более за рубежом) нет ни одного производителя автомобилей, который разрешал бы применение в автомобилях ОЖ только по признаку ее соответствия ГОСТу.

Читайте также:  Авто для женщин водителей

ГОСТ 28084–89 написан для так называемых традиционных охлаждающих жидкостей, пакет присадок которых содержит неорганические ингибиторы — фосфаты, бораты, силикаты, амины, нитриты. Такие охлаждающие жидкости применялись, в основном, в 60 — 90-х годах, а в настоящее время ведущие производители автомобилей запретили или существенно ограничили применение традиционных жидкостей.

К сожалению, ГОСТ 28084–89 — это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный. В системе государственного стандарта нет ни специалистов, ни желания привести этот документ в соответствие с требованиями современных автомобилей. Кстати, в России нет стандартов ни на тормозную жидкость, ни на стеклоомывающую жидкость.

К счастью, все российские производители автомобилей не считают соответствие ГОСТу 28084–89 критерием применимости охлаждающей жидкости в своих автомобилях, и требуют проведения дополнительных стендовых и эксплуатационных испытаний. При этом ГОСТ они используют как методическое руководство при лабораторных испытаниях ОЖ, дополняя его своими специфичными требованиями.

Итак, соответствие ГОСТу не является критерием качества (применимости) ОЖ. Единственным критерием применимости, повторяем, является наличие допуска/одобрения от производителя автомобиля на применение данной ОЖ в данном автомобиле.

Вот во что превратился один из «Тосолов» после пробега 5010 км на автомобиле ВАЗ-21101 при интенсивном режиме работы двигателя. Все измеренные показатели этого Тосола соответствовали ГОСТу и до, и после пробега. Испытания проводились на АВТОВАЗе в 2003 г. Тосол признан негодным, так как подвергает двигатель интенсивной коррозии.

Миф 4. О цвете антифриза.

Среди автомобилистов ходит неправильное представление о том, что цвет антифриза связан с его качеством. Самая распространенная «классификация» звучит примерно так:

красный антифриз лучший, он служит 5 лет,
зеленый антифриз средний, служит 3 года,
синий антифриз, в том числе Тосол, самый «простенький», служит 1, максимум 2 года.

Также бытует абсолютно неправильное мнение, что все антифризы одного цвета одинаковые, и что их можно смешивать между собой. Часто водители покупают антифриз (для замены или долива) только потому, что он такого же цвета, что и залитый в автомобиле.

Предприимчивые производители охлаждающих жидкостей для расширения ассортимента выпускают в продажу антифризы разных цветов: и красный, и зеленый, и синий, даже желтый, хотя они могут быть абсолютно одинаковы по своему составу. Напротив, антифризы одинакового цвета могут быть совершенно разными и несмешиваемыми между собой.

На самом деле все антифризы (и тосолы) изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для улучшения видимости уровня жидкости в расширительном бачке. Иногда краситель бывает флуоресцентным для определения мест протечек. Количество красителя минимально — несколько граммов на тонну. Никакого отношения к свойствам антифриза его цвет не имеет.

Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Например, наше предприятие, ОАО «ТЕХНОФОРМ», выпускает один и тот же антифриз «Cool Stream Premium» оранжевого цвета (с добавлением оранжевого красителя) для автозавода Ford, г. Всеволожск, желтого цвета для Volvo, г. Калуга, розового цвета для GM-Opel, г. Санкт Петербург, синего цвета для Komatsu, г. Ярославль. В розничную продажу этот антифриз поступает оранжевого цвета, как и для Ford.

Миф 5. Об антифризах G11 и G12.

В последние годы в России появилась некая «жаргонная» классификация антифризов: «антифризы G 11» и «антифризы G 12». Считается, что это отличные антифризы, которые подходят даже для «крутых» иномарок. Можно предположить, что первоисточником для такого жаргона послужили широко известные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12», которые выпускались в Германии для автоконцерна Volkswagen. Кроме того, Volkswagen обозначает символом G 11 так называемые «гибридные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-C, а символом G 12 так называемые «карбоксилатные» антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774- D.

Примечание. С 2006 года для карбоксилатных антифризов вместо G 12 введена обновленная спецификация VW TL 774-F, обозначаемая как G 12+, а также новая спецификация VW TL 774-G (G 12++) для нового типа антифризов «Lobrid». Антифризы G 11 предназначены для использования в автомобилях VW до 1996 года выпуска, G 12+ в автомобилях VW с 1997 до 2008 года выпуска, G 12++ в автомобилях VW после 2008 года выпуска.

Таким образом, символика G 11 и G 12 связана с компанией Volkswagen.

К сожалению, некоторые отечественные производители охлаждающих жидкостей, желая, по-видимому, повысить привлекательность своей продукции, стали использовать символику G 11 и G 12 в названиях и на этикетках своих антифризов. Не думаю, что такое бесцеремонное использование чужой символики понравится ее обладателю автоконцерну Volkswagen.

Чтобы антифриз не на словах, а на деле соответствовал G 11 или G 12, он должен пройти весь цикл испытаний у компании Volkswagen и получить от нее одобрение на применение. Без одобрения Volkswagen использование символов G 11 и G 12 — лишь рекламный трюк. Кроме того, должны быть выполнены требования VW по химическому составу антифризов в части содержания неорганических компонентов. Так, обе спецификации G 11 и G 12 (а также новые G 12+ и G 12++) запрещают наличие в составе антифриза боратов (буры), в то время как большинство отечественных антифризов и практически все Тосолы содержат эти бораты. Запрещены также фосфаты, амины и нитриты. Содержание силикатов в спецификации G 11 строго регламентировано в рамках 500–680 мг/л, в G 12++ в рамках 400–500 мг/л, а в G 12+ силикаты запрещены.

Как правило, производители антифризов не указывают компонентов, входящих в состав антифриза, ни на этикетках, ни в рекламных буклетах. Если, однако, вам удастся узнать, что в состав какого-либо антифриза входят бораты (бура) или фосфаты, то он заведомо не соответствует ни одной спецификации Volkswagen, в том числе G 11 и G 1

Миф 6. О соответствии требованиям автопроизводителей.

Часто можно видеть в рекламных буклетах и на этикетках канистр различных отечественных антифризов, что они соответствуют требованиям (спецификациям) иностранных автопроизводителей. Далее приводится длинный список вроде Audi, Ford, BMW, GM, VW, Nissan, Toyota и так далее в зависимости от вкусов и «аппетита» производителя антифриза. Иногда употребляются более замысловатые формулировки вроде «рекомендован для» или «разработан с учетом требований». Как правило, это всего лишь рекламный трюк, сделанный по принципу «бумага все выдержит». Доверчивый покупатель думает, что если название его автомобиля упомянуто на этикетке антифриза, то этот антифриз подходит для этого автомобиля.

Например, в описании антифриза на интернет-сайте одного из самых крупных российских производителей антифризов и тосолов написано буквально следующее: «Соответствует международным стандартам ASTM D 3306, SAE J 1034 и спецификациям автомобильных компаний: AUDI, BMW, Opel-GM, MTU, Mercedes Benz, Volvo, Volkswagen». Для специалиста это полная чушь, так как действующие спецификации BMW GS 9400 и Opel-GM 6277M на охлаждающие жидкости относятся к разным типам антифризов (гибридные и карбоксилатные) и одновременно выполняться не могут. Конечно, в опубликованных списках одобренных охлаждающих жидкостей перечисленных автомобильных компаний этот антифриз не значится.

Реальное соответствие требованиям автопроизводителя может подтвердить только сам автопроизводитель, по результатам испытаний на своих автомобилях. После проведения таких испытаний (за счет соискателя) автопроизводитель выдает (или не выдает) допуск/одобрение на применение данной жидкости в своих автомобилях, вносит ее в списки, сервисные книжки, определяет перечень марок автомобилей или двигателей, где эта жидкость может использоваться, срок ее замены.

Не ленитесь проверять информацию о «соответствии требованиям» у производителя автомобилей.

Добросовестный производитель охлаждающих жидкостей никогда не будет ссылаться на мифическое «соответствие требованиям», а приведет список допусков, если они у него есть.

Миф 7. О смазывающих свойствах.

Некоторые полагают, что в антифризы (и в Тосол) добавляют какие-то специальные присадки для придания смазывающих свойств. Это миф. Никаких специальных «смазывающих» присадок ни в антифризы, ни в Тосол не добавляют. При испытаниях антифризов также нигде не измеряется каких-либо показателей, связанных со смазкой. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов — этиленгликолем.

Миф 8. О вспениваемости.

Этот миф порожден тем, что показатель «вспениваемость» включен ГОСТ 28084–89 и его норматив 30 куб.см является гораздо более «жестким», чем у других национальных стандартов. Например, в автомобильных стандартах ASTM D3306 и ASTM D4985 этот норматив составляет 150 куб.см. Считается, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в системе охлаждения — это не так.

Система охлаждения автомобиля замкнута (не контактирует с воздухом) и находится под повышенным давлением 2–3 атмосферы за счет конструкции крышки расширительного бачка. В этих условиях образование пены невозможно.

На самом деле норматив на показатель «вспениваемость» связан не с автомобилем, а с автозаводом. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в автомобили, или при скоростной заливке охлаждающей жидкости в канистры.

«Жесткий» норматив на «вспениваемость» 30 куб.см пришел в ГОСТ 28084–89 из норматива АВТОВАЗа, и связан со спецификой автосборочного конвейера этого предприятия.

При производстве во все антифризы добавляют специальные присадки – пеногасители, для выполнения нормативных требований по показателю «вспениваемость». В процессе эксплуатации эти пеногасители быстро распадаются, и уже через несколько тысяч км пробега автомобиля антифриз теряет свои антипенные свойства. Повторим, для эксплуатации автомобиля вспениваемость антифриза не имеет значения.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Полезные авто советы