Характеристики вентиляторов для авто

Автомобильные советы

Вентилятор охлаждения двигателя: типы,диагностика,назначение,устройство.

Для эффективной работы двигателя необходим соответствующий тепловой режим. При сгорании топлива выделяются не только выхлопные газы, которые и обеспечивают работу мотора, но и тепловая энергия. Чтобы избежать перегрева двигателя, его охлаждают с помощью различных жидкостей (тосол, антифриз, дистиллированная вода). Вентилятор необходим для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости.

ТИПЫ ВЕНТИЛЯТОРОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Существует четыре типа вентиляторов:

Вентилятор с прямым приводом от ремня или цепи ГРМ применялся на автомобилях, которые выпускали до девяностых годов прошлого века. Причем, производители иномарок отказались от такой системы еще в семидесятых годах прошлого века. Единственное сомнительное преимущество такого привода – меньшее количество ремней, ведь привод ГРМ охватывал помпу, вентилятор, коленчатый и распределительный валы. Нередко в таких системах натяжку ремня или цепи проводили с помощью водяного насоса (помпы), не устанавливая регулировочный ролик.

Вентилятор с приводом от ремня генератора получил большее распространение на недорогих автомобилях, выпускавшихся до двухтысячных годов. По сравнению с приводом от ремня/цепи ГРМ, такая система имеет несколько преимуществ. Главное из них – отсутствие влияния вентилятора на работу системы ГРМ. В случае заклинивания вентилятора или других неисправностей, работа ГРМ не нарушается и автомобиль может продолжать движение своим ходом.

Вентилятор с тепловой муфтой вне зависимости от типа привода имеет главное преимущество – он лучше контролирует тепловой режим мотора. Пока муфта не нагрета, она слабо передает энергию вращения вентилятору, поэтому даже на максимальных оборотах двигателя скорость его вращения невелика. По мере нагрева муфты коэффициент передачи возрастает и скорость вращения вентилятора все сильней зависит от оборотов двигателя. Поэтому при прогреве мотора вентилятор снижает температуру охлаждающей жидкости незначительно, а при нагреве близком к максимальному, эффективность его работы возрастает.

Вентилятор с электрическим приводом наиболее эффективен и используется на большинстве современных автомобилей. Он включается лишь при определенной температуре охлаждающей жидкости, благодаря чему мотор быстро нагревается и работает в комфортном режиме.

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.

Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.

Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.

При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:

Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.

Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:

Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.

СИСТЕМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ.

Датчик термовключения вентилятора (находится в нижнем левом углу радиатора) при нагревании замыкает цепь с малым током, идущую на разгрузочное реле. Отмечу, что данный датчик разрывает «минус», идущий к реле. «Плюс» реле берет от замка зажигания и регулируется предохранителем №19 (находится в салоне автомобиля слева в панели приборов). Датчик чаще всего 3-х контактный. Коричневый провод берет «минус» с корпуса автомобиля. Два других провода (полосатые) при замыкании на них контактов в датчике подают «минус» к разгрузочным реле. В зависимости от степени нагревания охлаждающей жидкости, датчик замыкает цепь, идущую к реле № 214 (первая скорость) или цепь, идущую к реле № 217 (вторая скорость). Реле № 272 и датчики температуры, находящиеся на верхнем патрубке системы охлаждения (синий и серый), в управлении вентилятором охлаждения двигателя не участвуют ни коим образом, вопреки всеобщего убеждения.

Реле № 272 работает только при выключенном зажигании в режиме афтэкулинга, (этот режим я трогать не буду).
Далее, при получении «минуса» от датчика и «плюса» от замка зажигания, разгрузочное реле замыкает силовые контакты и подает «ПЛЮС» непосредственно на вентилятор охлаждения. «МИНУС» вентилятор берет с корпуса автомобиля (с лонжерона). Силовой «ПЛЮС» реле берет с АКБ под защитой предохранителя на 40А (60А если на радиаторе 2 вентилятора), который находится за декоративной накладкой слева от ноги водителя (хрен найдешь, а если найдешь, хрен доберешься).
Ну в общем-то и все. В зависимости от того, на какое реле от датчика поступит «минус», такая и включится скорость.

Вентиляторы радиатора – назначение и устройство

Вентилятор охлаждения радиатора применяется для воздушного охлаждения, которое вместе с жидкостным обеспечивает оптимальный температурный режим работы мотора. Для повышения эффективности жидкостного охлаждения применяется радиатор: встречный воздух проходит через его соты и охлаждает жидкость. Но при малой скорости движения или в городских пробках воздушный поток недостаточный. Чтобы избежать перегрева, включается вентилятор, который направляет воздух на радиатор, охлаждая его.

На старых моделях и современных внедорожниках с продольно размещенным двигателем применяется механический привод вентилятора охлаждения. У старых автомобилей он работает постоянно, позже начали устанавливать вискомуфту, которая его отключает при необходимости. Применяется на крупных грузовиках и внедорожниках. Достоинства в том, что не боится попадания воды, в отличие от элекровентиляторов.

Вентиляторы с вискомуфтой

Система, в основе которой имеется вискомуфта, не распространена. Ею оборудуются машины с продольным расположением силового агрегата, а также она используется на крупногабаритных внедорожниках, применяемых для преодоления водных преград. Это обусловлено принципом работы подобного вентилятора охлаждения. Вискомуфта является полностью герметичной конструкцией, поэтому надежно защищена от проникновения воды. Под ее воздействием электрические системы моментально выйдут из строя. Вискомуфта наполняется специальным силиконовым маслом или гелем. Оно меняет свои свойства при воздействии температур. Скорость вращения устройства будет уменьшена или увеличена в зависимости от уровня нагрева. Данный вентилятор охлаждения состоит из герметичного корпуса, наполненного силиконовой жидкостью, а также пакетов дисков ведомого и ведущего валов. Принцип работы основан на передаче вращения от ведущего к ведомому валу за счет пакетов дисков.

Вентиляторы с электроприводом

Вентилятор охлаждения радиатора и двигателя с наличием электропривода имеет более сложную конструкцию, нежели предыдущая система. Кроме того, она более современна, поэтому встречается на многих новых автомобилях. Устройство включает в себя электродвигатель, датчик температуры, электронный блок управления, а также реле вентилятора охлаждения. В большинстве приборов устанавливается два датчика температуры. Одним оборудуется патрубок, выходящий из радиатора. Второй датчик встраивается непосредственно в корпус термостата, а также может находиться в выходящем из мотора патрубке. Разница показаний датчиков влияет на работу блока управления вентилятора охлаждения.

Настройка режима работы электродвигателя прибора требует наличия расходомера воздуха, а также датчика, отслеживающего частоту вращения коленчатого вала. Блок управления получит соответствующие сигналы со всех датчиков и обработает их. Затем активируется реле вентилятора охлаждения, которое будет отслеживать скорость вращение крыльчатки после включения системы. Такие устройства нередко устанавливаются производителями автомобилей в наше время.

Вентиляторы с термовыключателем

Подобные механизмы устанавливались на автомобили до изобретения электронного блока. Например, вентилятор охлаждения ВАЗ также снабжается термовыключателем. Это устройство отвечает за включение/отключение электродвигателя системы. Принцип действия вентиляторов охлаждения данного типа состоит в следующем: сигнал подается с температурного датчика, который установлен в корпусе блока цилиндров на специальную шкалу, размещенную в салоне автомобиля. Этот показатель и реагирование термовыключателя на изменения температуры жидкости в радиаторе влияют на процедуру включения и выключении движка. Если температура охладителя будет увеличена до максимума, внутри термовыключателя будут замкнуты контакты, подключенные к цепи питания системы. Затем будет подан ток на электродвигатель, который приведет крыльчатку вентилятора в режим вращения. Контакты будут размыкаться в случае понижения температуры до предельного минимума, что гарантирует выключение прибора.

Куда дует вентилятор охлаждения?

В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.

Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

Источник

Лада 2115 Зелёный Черепах › Бортжурнал › Новый вентилятор охлаждения

Работа родного вентилятора охлаждения на Самарах — тема довольно избитая. Охлаждает он неплохо, но вот шум при работе и просадка напряжения при пуске заставляют некоторых владельцев задуматься о замене. Вариантов на самом деле масса:

1) вентиляторы от иномарок с разборок. Крепеж придется придумывать самостоятельно, дорабатывать проводку для стыковки с родными разъемами — тоже. Цена вопроса от 1000 р. Если пойдете по этому пути, обратите внимание, что вентиляторы бывают внешние и внутренние, различаются они профилем крыльчатки, установленный после радиатора внешний вентилятор будет не настолько эффективен. Плюсы: достаточно тихие.

2) 8-ми лопастная крыльчатка вместо родный. Цена вопроса около 100р, брать нужно крыльчатку с металлическим сердечником. Плюсы: тише чем стоковый вариант, лучшее охлаждение (спорно), низкая цена.

3) штатный мотор от альтернативных производителей. Такого я знаю одного — Лузар (г. Луганск). У меня уже установлен мотор отопителя этого производителя на подшипниках взамен посвистывающего родного, сказать что стало существенно тише — не могу — ушами сравнивать тяжело, тем более неисправное с исправным — стало просто нормально.

В этот раз решил попробовать установить вентилятор охлаждения двигателя от Лузар. Поводом послужили посторонние звуки, которые начали возникать при работе родного мотора, смазка не помогла и принято было решение менять узел в сборе.

Позволю себе цитату с сайта производителя:

Электровентилятор охлаждения LFc 0103 (электродвигатель в сборе с крыльчаткой на подшипнике 8-ми лопастной)

Электровентиляторы LUZAR обладают улучшенными характеристиками и увеличенным сроком службы:
— модернизирован профиль лопастей вентилятора в целях увеличения скорости и объема потока воздуха. Более современная конструкция лопастей позволяет достичь впечатляющих характеристик производительности;
— электровентиляторы LUZAR имеют отбалансированную крыльчатку (впервые на российском рынке), что позволяет снизить уровень шумности на 25-50%! Мы может утверждать, что электровентиляторы LUZAR в сравнении с аналогами практически «бесшумны»;
— вал электродвигателя вентиляторов LUZAR имеют два плавающих подшипника, позволяющих снизить трение (в т.ч. избежать посторонних шумов) и исключить биение вала.

Применяемость: ВАЗ 2103-2107 (модификации с электроприводом вентилятора), ВАЗ 2108-2110, ИЖ 2126, АЗЛК 2141 «Москвич», ГАЗ 3110 «Волга», ЗАЗ 1102 «Таврия», ЗИЛ

Гарантийный срок эксплуатации — 2 года или 125 000км пробега

Покупку совершил в сети магазинов АВТО49, отдав за сие изделие со скидкой что-то в районе 850 рублей.

Вентилятор упакован в картонную коробку:

Источник

Как выбрать автомобильный вентилятор на 12 и 24 вольт

Вентилятор автомобильный — устройство, предназначенное для создания комфортной температуры в салоне.

Не секрет, что кузов машины защищает водителя и пассажира от негативных факторов окружающей среды (осадков, ветра и прочих), но он не способен уберечь от жары.

Солнечный свет проникает внутрь салона, нагревает предметы и обшивку. Без дополнительного охлаждения температура внутри может достигнуть 60-70 градусов Цельсия, что делает поездки в машине невыносимыми.

Безусловно, многие современные автомобили комплектуются климат контролями и кондиционерами, но не все. А если вы ездите в стареньком Жигули, то дела совсем плохи.

Установка автомобильного вентилятора — возможность облегчить страдания, и обеспечить движение воздуха в салоне.

Устройство и виды автомобильных вентиляторов

Автомобильный вентилятор состоит из корпуса и электрического мотора, на оси которого крепится крыльчатка (вентилятор).

Для защиты лопастей от попадания посторонних предметов и повреждения устройства сверху установлена сетка.

На кожухе предусмотрен крепеж, а в некоторых моделях — поворотный механизм, обеспечивающий равномерный обдув салона.

Вентиляторы по функциональности и назначению бывают трех видов:

По типу крепления вентиляторы бывают:

По наличию поворотного механизма:

По уровню напряжения вентиляторы бывают:

По месту подключения:

Наиболее востребованы вентиляторы для автомобилей, питающиеся от гнезда прикуривателя — на напряжение 12 и 24 Вольта. Благодаря особой конструкции, устройство подключается в любой машине, будь это легковой транспорт, грузовик или автобус.

Модели с напряжением 12-24 Вольта универсальны, подходят для разных типов авто с различным уровнем напряжения.

По диаметру лопасти:

Простые вентиляторы в салон авто (обзор)

При выборе автомобильного вентилятора важно ориентироваться на его технические параметры, преимущества и недостатки.

Начнем с обычных вентиляторов.

На жестком креплении.

Автомобильный вентилятор на 12 Вольт, отличающийся жесткой фиксацией к приборной панели.

Длина шнура составляет полтора метра, что исключает проблемы при подключении к прикуривателю. Лопасти имеют диаметр 15 сантиметров, благодаря чему обеспечивается качественное охлаждение потока воздуха.

Преимущества — низкий уровень шума, высокая скорость, надежный корпус и ударопрочность.

При наличии такой необходимости решетка снимается для очистки. Для вращения вентилятора достаточно нажать на специальную кнопку.

Недостатки — жесткая фиксация, что усложняет снятие устройства с автомобиля.

Доступный по цене и надежный вентилятор с лопастями диаметром 15 сантиметров.

Устройство питается от напряжения 12 Вольт и с легкостью подключается к прикуривателю. Размеры — 190*140*230 мм, мощность — 30 Вт, масса — 0,6 кг.

Преимущества — наличие поворотного механизма, снимающаяся сетка из металла, а также возможность подключения на два напряжения (12 и 24 Вольта). Кроме того, устройство снабжено защитной решеткой, а также надежно защищено от влаги.

Недостатки — необходимость жесткой фиксации, наличие только двух режимов работы.

С креплением на прищепке.

Здесь стоит выделить автомобильный вентилятор с фиксацией на прищепке.

Устройство подходит для создания комфорта в автомобиле при высокой температуре на улице. Из функциональных особенностей стоит выделить наличие двух режимов и высокую скорость вращения.

Преимущества — удобство крепления с помощью специальной прищепки, надежность, высокое качество обдува.

Недостатки — ненадежная фиксация при движении по плохой дороге.

С креплением на присоске.

Mini Car Fan от Vitol.

Автомобильный вентилятор, способный облегчить мучения водителя в жаркую погоду. Диаметр лопастей составляет 12,7 сантиметров, напряжение питания —12 Вольт.

Устройство обеспечивает достаточную мощность охлаждения, гарантируя комфорт пассажирам и водителю. Благодаря удобному креплению, фиксация производится в любом месте — будь это приборная панель, лобовое (заднее) стекло, боковые окна.

Напряжение питания составляет 12 Вольт. Обмотка выполнена из качественной меди, что гарантирует надежность, максимальную производительность и мощность вентилятора.

Преимущества — высокое качество сборки, возможность длительной работы без риска перегрева, применение качественных материалов.

Отдельно стоит отметить наличие сетки, которая надежно защищает от случайного попадания посторонних предметов во вращающиеся лопасти.

Автомобильные вентиляторы с функцией обогрева

Все больше автолюбителей предпочитают универсальные устройства с функцией обогрева, которые вместе с охлаждением отлично протапливают салон.

К наиболее известным вентиляторам стоит отнести:

Производства Германии — качественный вентилятор, оборудованный мощным керамическим нагревательным элементом. Устройство полезно в любой сезон.

Для его монтажа достаточно использоваться саморезы или произвести фиксацию на двусторонний скотч.

Подключается прибор к напряжению 12 Вольт, через гнездо прикуривателя. Мощность — 150 Вт. Длина кабеля для подключения составляет два метра.

Автомобильный вентилятор KING HF 380.

Устройство подключается к прикуривателю и рассчитано на напряжение 12 Вольт.

Это надежный помощник в вопросе создания комфортной температуры зимой и летом.

Монтаж KING HF 380 производится быстро — для этого потребуются саморезы или двусторонний скотч.

Благодаря удобной конструкции, поток тепла направляется к лобовому стеклу или в салон.

Мощность — 150 Ватт, сила тока — 10 Ампер. Длина кабеля для подключения составляет 1,3 метра.

Безопасный и надежный обогреватель, с помощью которого удается быстро прогреть или обдуть автомобиль. Напряжение питания составляет 12 Вольт. Мощность — 150 Вт.

Благодаря особой конструкции, устройство охлаждает или нагревает пространство по периметру. Длина кабеля для подключения — один метр.

Современный вентилятор, обеспечивающий быстрое охлаждение или нагрев салона. Конструктивно устройство состоит из трех узлов — кулера, корпуса и нагревателя.

После включения сразу подается тепло, что гарантирует прогрев в течение 10-15 минут после пуска.

В модели предусмотрена специальная рукоять, подставки и липучки для фиксации. Благодаря этому, монтаж удается сделать в любом месте и направить поток в нужном направлении.

Размеры — 65*150*145 мм, масса — 0,36 кг. Есть несколько режимов — охлаждение, обогрев и режим вентилятора.

Автомобильные вентиляторы на солнечных батареях

Для экономных автолюбителей подойдут устройства, способные работать на солнечных батареях.

К наиболее популярным моделям стоит отнести:

Вентилятор, который питается от солнечных батарей и обеспечивает комфорт в жаркую погоду.

Благодаря особой конструкции и наличия независимого источника питания, удается уменьшить расход топлива и использовать устройство вне автомобиля.

Процесс установки занимает несколько минут — достаточно прикрепить устройство к лобовому стеклу и включить его.

Размер вентилятора составляет 150*110*60 мм. Масса — 300 грамм. Изделие выполнено из качественного пластика.

Вентилятор для авто на аккумуляторной батарее. После установки и настройки можно быть уверенным в комфорте и высокой скорости охлаждения даже стоячего автомобиля.

Устройство устанавливается в вентиляционное отверстие сверху окна, после чего достаточно закрыть стекло.

Солнечная панель подает достаточное напряжение для работы вентилятора, снижая затраты аккумулятора. При этом свежий воздух поступает в машину, а несвежий — выходит из нее.

Благодаря вентилятору, удается быстро избавиться от неприятного запаха в салоне. Размер — 150*110*60 мм. Масса — 320 грамм.

Меры безопасности в процессе эксплуатации:

Solar Power Auto Cooler.

Универсальное устройство, обеспечивающее охлаждение машины без необходимости подключения к бортовой сети.

Чем ярче солнечный свет, тем быстрее будет работать устройство. Размеры — 150*110*60 мм, масса — 385 грамм.

Вентиляторы автомобильные на 24 Вольта

Если напряжение бортовой сети составляет 24 Вольта, то придется подобрать автомобильные вентиляторы на соответствующий уровень напряжения.

Здесь возможны следующие варианты:

Устройство, предназначенное для создания комфортной обстановки в автобусе или грузовом автомобиле.

Напряжение питания — 24 Вольта. Вентилятор полностью выполнен из металла, имеет две скорости работы и лопасти диаметром в 15,24 см. Вес — 1,02 кг. Габариты — 11,5*19*22 см.

Автомобильный вентилятор, отличающийся большой скоростью вращения и наличием трех лопастей. Диаметр лопастей составляет — 20,3 см, размеры вентилятора — 11,5*19*22 см. Устройство выполнено из металла. Напряжение питание — 24 Вольта. Масса — 1,3 кг.

Устройство подключается к прикуривателю в течение нескольких секунд. Диаметр вентилятора составляет — 15 сантиметров. Напряжение питания — 24 В. Масса — 0,5 кг.

Главный недостаток — в плане напряжения устройство не универсально (только 24В), что ограничивает спектр применения прибора.

Итоги

При выборе автомобильного вентилятора определитесь с бортовым напряжением автомобиля и местом (способом) установки.

Кроме того, вы должны знать, для каких целей будете использовать вентилятор — только для охлаждения или с функцией обогрева в том числе.

Только так вы сможете выбрать качественную и надежную модель, обеспечивающую комфорт в салоне не только летом, но и зимой.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Полезные авто советы