Магазин LEMANS RU › Блог › Как заправить кондиционер автомобиля своими руками
LEMANS RU
📹 Полезные видео по устройству и ремонту авто ты найдёшь только тут
Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания. Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования, и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя. Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.
Принцип работы автокондиционера
Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:
— компрессор;
— конденсатор;
— испаритель.
Процесс кондиционирования происходит приблизительно так:
Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.
Как часто заправлять кондиционер в машине?
В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15%. Так что, каждые три года, если не случалась разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.
Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета).
Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:
— либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
— либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.
Какой фреон в автомобильном кондиционере?
Ранее для заправки кондиционера использовали фторосодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.
Количество фреона в кондиционере автомобиля
Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.
Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.
Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.
Долив масла при заправке кондиционера
В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?
Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).
Вакуумирование кондиционера своими руками
Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!
Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладогента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.
Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:
Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.
После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.
Оборудование для заправки кондиционера авто
Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:
— метрологическую станцию;
— шланги;
— переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
— баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).
Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.
Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:
Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.
Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?
Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).
Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.
При откручивании краника магистрали низкого давления, тщательно протирайте сам колпачок и участок трубки тряпкой, чтобы внутрь не попала пыль или мусор.
Этапы самостоятельной заправки автокондиционера
Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.
Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:
Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.
Давление в магистрали низкого давления не должно превышать 285 кПа и в идеале должно составлять на 10 единиц меньше. Превышение максимально допустимого давления может привести к выходу из строя компрессора.
Чтобы понять правильно ли заправляется система, можно посмотреть в окошко фильтра-осушителя — если там не наблюдается пузырьков и видна прозрачная жидкость, значит, вы все делаете правильно.
Как только в салон пойдет прохладный воздух (около 5-8 C°), а шланг возле штуцера низкого давления будет холодным, как лед, процедуру заправки кондиционера машины можно завершить.
Как продлить строк службы кондиционера на автомобиле?
Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:
— периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
— в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.
Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.
Как заправить кондиционер в машине своими руками
Многие автовладельцы интересуются, когда нужно заправлять кондиционер в машине? Ответ на этот вопрос довольно прост.Если в охлаждающем контуре автомобиля осталось мало фреона – пора выполнить заправку автомобильного кондиционера. Чтобы сэкономить лишние деньги, вы можете сделать это самостоятельно.
Но как именно проводится заправка кондиционера своими руками? Какие инструменты для этого понадобятся? И о каких правилах нужно помнить? Ниже эти вопросы будут рассмотрены.
Устройство и принцип работы кондиционера
Система кондиционирования в автомобиле состоит из трех частей – из компрессора, конденсатора и испарителя (эти части соединяются друг с другом с помощью труб).
Рассмотрим принцип работы системы кондиционирования.
Внутри установки находится охлаждающий фреон в виде газа. Во время работы компрессор сжимает газ, что приводит к повышению температуры фреоновой смеси. Потом газ попадает в конденсатор, где он остывает и преобразуется в жидкость. Холодный фреон проходит по трубам и попадает в испаритель, где испаряется – при этом фреон поглощает окружающее его тепло. Это приводит к уменьшению температуры в авто и преобразованию охлаждающего агента в газ. В конце цикла фреон вновь поступает на конденсатор и процесс повторяется.
Когда заправлять автокондиционер
Каждый год по естественным причинам количество фреона в охлаждающей системе уменьшается на 10-20%, поэтому периодически необходимо выполнять заправку кондиционера. Обратите внимание, что мощность прибора значительно падает уже в случае, когда потери фреона составили 50 и более процентов.
Рекомендуется заправлять кондиционер в машине как минимум каждые 3 года!
Дозаправка автомобильного кондиционера своими руками требуется в следующих случаях:
Оборудование и инструменты для заправки
Для заправки автокондиционера своими руками вам потребуются: станция дли измерения давления, переходник с краном, два шланга и баллон с фреоном.
Из этих компонентов нужно собрать прибор для заправки системы кондиционирования.
Порядок действий должен быть таким:
Также в ряде случаев вам могут понадобиться дополнительные приборы – если вы будете делать вакуумирование, то вам понадобится вакуумный насос, если вы будете проверять целостность труб давлением, то в таком случае вам придется купить баллон с безопасным газом и так далее.
Выбор фреона
Для заправки кондиционера используйте охлаждающую смесь R134a.
Подготовка к заправке
В первую очередь перед дозаправкой кондиционера в машине своими руками необходимо найти и устранить утечки, а также выполнить вакуумирование.
Если утечки небольшие – устранить их можно самостоятельно, при больших повреждениях рекомендуем обратиться в автосервис.
Поиск и устранение утечки
Если фреон в кондиционере закончился из-за повреждения труб, то в таком случае нужно найти и устранить утечку. Для поиска утечки рекомендуется применять специальный инструмент, который называют течеискателем. Если такого прибора нет, то найти место утечки можно следующим образом:
Для устранения утечки:
Проверка давлением
После устранения утечек необходимо проверить целостность системы. Для этого следует самостоятельно заправить кондиционер каким-либо безопасным газом (например, азотом).
После заправки нужно обязательно измерить давление – если через 30 минут давление не изменилось, то это значит, что система полностью герметична. В противном случае следует устранить оставшиеся утечки и повторить процедуру проверки.
Вакуумирование кондиционера
Теперь необходимо выполнить вакуумирование устройства, чтобы удалить из системы воздух и капельки влаги. Для вакуумирования понадобится специальный вакуумный насос, а сама процедура выглядит следующим образом:
Этапы заправки кондиционера
Давайте теперь узнаем, как выполнить заправку.
Обратите внимание, что кондиционеры по своему строению крайне слабо отличаются друг от друга, поэтому данная схема подойдет для всех моделей:
Уход за кондиционером
Теперь вы знаете о том, как заправить кондиционер в машине своими руками. В заключение давайте поговорим о правилах ухода:
В случае появления утечек обратитесь в сервисный центр для ремонта либо почините трубы самостоятельно.
Как выполнить заправку кондиционера в машине самостоятельно смотрите в видеоролике.
Opel Astra Турьермобиль › Бортжурнал › IDQ AF-1: китовый набор для самостоятельной дозаправки автокондиционера
Решил прикупить комплектик для самостоятельной дозаправки автокондиционера. Почему не заехал на СТО? Не вижу смысла. Система не была разгерметизирована, компрессор, испаритель, трубки — всё работает и хладагент держит. Но утечка до 15% хладагента в год — это норма для автокондиционеров. Поэтому раз в год или два можно проверить давление в системе и долить ушедший хладагент. Разговоры про то, что дозаправлять кондиционер нужно только в супер-специализированный центрах, и выменять заправляемый хладагент обязательно до +/- 10г считаю байками для простаков. Реальность такова, что автокондиционер такой же изнашиваемый агрегат в атомобиле, как и многое другое — теплобменники загрязняются и производительность испарителя с кондесатором падает, подшипники компрессора стареют, поликлиновый ремень растягивается и компрессор не работает в полную силу… Про то, насколько точно работают весы и как точно можно измерить вес фреона и масла, оставшиеся в трубках можно рассуждать долго… Про утечку в 15% за год тоже не надо забывать. Таким образом, все автопроизводители рассчитывают работу автокондиционеров в плюс-минус километр. И это работает. Причем, как в теории, так и на практике.
У меня было подозрение, что фреон частично ушел. Холодить кондей стал похуже. Тем более, на трубке высокого давления у сервисного порта были следы масла. Чуть-чуть, но колпачок был слегка заляпан:
В общем, погуглил немного и прикупил китовый набор AF-1 производства IDQ. В комплект входит баллон 510г фреона с маслом и присадкой и вентиль к этому баллону с манометром и короткой трубкой с быстросъемным коннектором на другом конце. У этого же производителя есть запасные баллоны, баллоны с ультрафиолетовыми индикаторами утечки, баллоны с фреоном с герметиком, способным устранить небольшие дырки в системе, а также китовые наборы с более длинным шлангом.
Продается этот IDQ AF-1 у условно собранном виде. Т.е. имитация рабочего состояния, но с транспортной защитной прокладкой между баллоном и вентилем (о ней чуть ниже). Выглядит это так:
На обороте есть вкладыш с инструкцией, краткая и цветная в сложенном состоянии:
… и ч/б в развернутом:
Всё достаточно просто:
1. Включаем кондиционер на максимум холода и максимум оборотов
В сети также полно инструкций.
Дополнительно можно проконтролировать должную заправку по давлению в магистрали высокого давления. В китовом наборе IDQ AF-1, разумеется, манометр один, и коннектор для трубки низкого давления не подойдет для трубки высокого давления… Но давление в магистрали высокого давления можно посмотреть в программе Torcue Pro через адаптер ELM 327. Какое именно давление должно быть в Opel Astra J — у меня цифр нет. Но по и-нету ходит такая вот картинка с Ford Focus Club.
Данный метод заправки кондиционера не подходит, если:
1. Система кондиционирования была разгерметизирована и в трубках не фреон (путь и под более низким давлением, чем нужно) а атмосферный воздух. Т.е. только для дозаправки, полноценная заправка должна быть с вакуумированием системы.
2. Есть неисправности компрессора, испарителя и т.п. Прежде чем заправить, надо устранять неисправности.
3. Надо менять масло.
Что получил:
Дозаправка кондиционера удалась. Холодит ЯВНО лучше, обмерзания трубы низкого давления (газовой обратки) нет, всё нормально работает. Надеюсь, кондею будет полегче дышать. С дозаправки кондиционера прошло уже
1,5 месяца — полет нормальный.
С этого же баллона также дозаправили кондиционер в авто сестренки. Удивительно, но на её 9-летнем Hyundai Tucson утечка была меньше, чем на моём 5,5 летнем Opel’e. В Астру залил
Что не получил:
Удобство пользования всё-таки не на высоте. Быстросъемный коннектор защелкивается не слишком четко, у меня первый раз слетел и часть фреона я выпустил в атмосферу… Да, срукожопил ((
И трубка могла бы быть подлиннее. Понятно, чем короче трубка, тем меньше воздуха есть шанс вдавить при присоединении. Но… сейчас я бы скорее прикупил аналогичный кит ACP-100 A/C PRO.
P.S. Цена этой штуковины
2400р, но я покупал 50 на 50% с шурином, так что мне она обошлась в
Opel Astra 2011, двигатель бензиновый 1.4 л., 140 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — своими руками
Машины в продаже
Opel Astra, 2012
Opel Astra, 2012
Opel Astra, 2012
Opel Astra, 2013
Комментарии 66
«Убеждаемся, что муфта компрессора кондиционера вращается».
У джейки 2 разных компрессора. Сначала ставили постоянного привода (с электроклапаном). Такие кондеи вообще тенденция в автопроме последних лет. А потом стали на джейку ставить старые с электромуфтой. Вот почему не знаю. Может из-за постоянных жалоб на хрюкающий/шоркающий звук постоянного привода. А может экономия. И ручьев на ремне с появлением с электромуфтой стало 5, а было 6 :). Так что фраза касается только варианта с электромуфтой (он и есть на фото). С электроклапаном вращается всегда и взглядом на область шкива никак не узнать работает он или нет.
Когда я сам заправлял в вперемешку с воздухом, температура на выходе сопла была +4 градуса. Когда заправил на автоматической станции, температура на выходе стала +8.
Это специальная приблуда к машине, позволяющая сэкономить на запчастяx!
Вся эта дозаправка самостоятельно — баловство! Я за 1200 в прошлом году Инсигнию заправил, а в этом за те-же деньги Астру H, это с опрессовкой всей системы, и добавкой масла, если его в системе мало.
а куда оно из системы делось? если разговор про дозаправку.
Что делось? Масло или хладаген?
Вся эта дозаправка самостоятельно — баловство! Я за 1200 в прошлом году Инсигнию заправил, а в этом за те-же деньги Астру H, это с опрессовкой всей системы, и добавкой масла, если его в системе мало.
Опрессовка это 18 бар азотом дунуть. Да подождать несколько часов. И только после этого посмотреть манометр, есть ли падение давления. Это и есть опрессовка, если что. Никто в сервисе не будет столько ждать. Мне как то дунули и несколько минут подождали, ничего не увидели. А утечка была, масло с маркером прям все вокруг утечки залило. Но это я уже увидел после этой «опрессовки» и последующей заправки. Рабочее давление по высокой части 12 атмосфер во время работы кондея. А то что колхозаны, говорят вакуум держит (а вакуум это всего 1 атм, только в минус) говорит лишь что дыры огромной нет. А мелкая утечка на вакууме (1 атм) может вообще абсолютно не пропускать (не хватает давления для этого). Остается платить за заправку, а вот есть ли утечка искать маркер потом поездив. И если есть утечка, то заправка выходит деньги на ветер.
А по поводу дешевле заправить съездить… Как сказать, все индивидуально.
Вот моя история про всего лишь утечку. Забегая вперед, прохудилась сама алюминиевая трубка высокого давления у моторного щита, с обратной стороны (т.е. к щиту), рядом с соединением в салон. Я на авито и тут на драйве, позже, когда погрузился в тему видел в этом же месте проблему. Как я понимаю от контакта трубки с обивкой щита такая беда и возникает у джейки, так что имейте ввиду и лично мое мнение, пока не поздно, лучше отогнуть от контакта с обивкой.
Кондей перестал включаться. Поехал на угад в сервис. Про кондеи вообще ничего не знал, думал сейчас мастера все сделают и проблема будет решена. Там проверили, «вакуум держит», посовещались и решили в одном месте заменить прокладки. Заплатил за работу, прокладки, заправку. Проходит месяц — кондей не работает. Увидел масло в описанном выше месте. Похоже было на течь из соединения. Обратную сторону трубки то не видно, а масло то растеклось по площади. Сам уже купил и заменил там прокладки. И поехал уже на опрессовку азотом, чтобы убедиться и только после этого на заправку. Опрессовали азотом (как писал выше) на несколько минут, типа все отлично, заправили. Заплатил. Выдохнул, ведь проблема теперь решена. Покатался. Опять там все в масле. Тут уже было понятно что это трубка. Решил для себя все же менять на новую, а не ремонтировать. Не хотелось еще и завязнуть со снятиями/установками магистрали, из-за плохой работы или новой утечки, ахаха, (это скидывать морду, фару, опору двигателя). Трубке то уже много лет. Новая двойная трубка джейки стоит просто дофига, но я нашел на авито за полцены. Купил и сам заменил трубку. Поехал опять на заправку. И наконец история завершилась.
За это время я полностью разобрался с работой кондиционера, диагностикой, заправкой, бгг. На потраченные только на сервисы деньги можно было купить насос с манометричкой. И это я еще часть работ делал сам. Но манометричку со шлангами и быстросъемами и с инжектором я все же уже заказал на али :). На акции с купонами вышло 2.5тр. Насоса достаточно за 4тр. Раз уж разобрался в теме, интересно уже самому себе кондей обслуживать :). Да и для самостоятельной установки домашнего кондея может пригодиться.