Самосвалы «КрАЗ»
Весь модельный ряд самосвалов марки «КрАЗ» (новые модели 2020-2021 года): цены, фото и характеристики, отзывы.
Украинский двадцатитонный трехосный (6х4) грузовик с мощным российским 362-сильным «турбодизелем», комфортабельной «китайско-европейской» кабиной и вместительным (четырнадцатикубовым) самосвальным кузовом.
Крупнотоннажный трехосный (6х4) самосвал «7511С4», представленный в 2014 году, обладает: комфортабельной кабиной, мощным двигателем (соответствующим современным экологическим стандартам) и вместительной грузовой платформой.
Это «типичный» представитель «самосвального семейства С20» из Кременчуга – тут те же: двигатель, грузоподъемность и грузовместимость. Но есть одна «эстетическая» особенность, на которую намекает «R» в имени модификации – кабина «Renault».
Модификация «С18.1», получившая имя «Максимум» – это, в плане возможностей, все тот же «Горняк», но внешне и внутри этот полноправный представитель «нового поколения КрАЗов» (соответствие стандартам «Евро-4», новый дизайн и новый уровень комфорта).
Модель «6230С4-330» (в исполнении «Караван») – это автопоезд-зерновоз от украинского предприятия, представленный в 2012 году. Он обладает удобством и комфортом «европейской техники», но в «украинском исполнении» и, соответственно, более доступной ценой.
Кременчугская машина «С20.2М» претендует на роль «незаменимого помощника» в сегменте строительных и дорожных работ – на правах «относительно небольшого», но весьма вместительного, неприхотливого и выносливого самосвала.
Это полноприводный вариант исполнения трехосного крупнотоннажника «65055». Самосвальный кузов «базовой» модели этого «семейства» вмещает чуть более десяти кубометров груза, при условии, что весит этот груз не более пятнадцати тонн.
Модификация «056» (по заводской классификации «тип 2»), в отличие от «исходника», обладает: усиленной задней подвеской (что позволяет загрузить в эту машину до двух десятков тонн) и грузовой платформой вмещающей до 12 м³ сыпучих грузов.
Украинское Открытие: секретные вездеходы КрАЗ времен СССР
В советские времена для простого обывателя Кременчугский автозавод являлся небольшим изготовителем тяжелых грузовиков и самосвалов, но на самом деле с момента своего образования по заказам Министерства обороны там негласно проводили секретные разработки перспективных армейских полноприводных грузовиков, тягачей и многоосных активных автопоездов.
КрАЗ-253/КрАЗ-259 (1962 – 1968 гг.)
Начало военным разработкам на КрАЗе в 1961 году положило решение об организации там секретного СКБ-2 для проектирования перспективной тяжелой военной техники. На следующий год группа молодых инженеров разработала первые образцы трехосных машин с 240-сильным дизелем ЯМЗ-238. Это были восьмитонный грузовик КрАЗ-253Б и седельный тягач КрАЗ-259Б для работы с активным полуприцепом, на которых установили кабину от предсерийного грузовика МАЗ-500. Революционной новинкой стали гидромеханическая четырехпозиционная коробка передач и независимая торсионная подвеска, повышавшие тягово-сцепные качества и устойчивость машин. В том же году прототипы прошли заводские испытания.
Бескапотный грузовик КрАЗ-253Б с кабиной от МАЗ-500. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)
Испытания 240-сильного автомобиля КрАЗ-253Б с тентованным кузовом
Автопоезд в составе тягача КрАЗ-259Б и активного бортового полуприцепа (из архива 21 НИИЦ)
Автомобили, поспешно собранные на волне модных течений, оказались слишком сложными, дорогими и столь же ненадежными. Через два года завод представил вторую серию, состоявшую из девятитонного грузовика Э253 и тягача Э259 с полуприцепом Э834. На них смонтировали опытный 310-сильный дизель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом и более надежную механическую восьмиступенчатую коробку передач, независимую подвеску и систему подкачки шин. Здесь впервые появилась собственная более просторная кабина, напоминавшая кабину ГАЗ-66. Испытания машин проводились до июня 1965 года, затем доработанные образцы вновь опробовали в 1967-м. В целом они удовлетворяли военных, но получились, опять-таки, очень дорогими, что считалось синонимом бесперспективности всего проекта.
Многоцелевое шасси КрАЗ-Э253 с 210-сильным двигателем. 1964 год
Седельный тягач КрАЗ-Э259 с активным полуприцепом-шасси Э834
Тягач КрАЗ-Э259 с активным бортовым полуприцепом Э834. 1965 год
В 1968 году были построены 10-тонный грузовик 2Э253 и седельный тягач 2Э259 с полуприцепом 2Э834, составившие третью серию. На них стояла упрощенная угловатая кабина, но независимая подвеска сохранилась. По мнению военных, они являлись лишь доработками и не представляли существенного шага вперед. Решением Госкомитета по оборонной промышленности дальнейшие работы по ним были остановлены.
Армейский 10-тонный дизельный грузовик КрАЗ-2Э253. 1968 год (из архива 21 НИИЦ)
Откидная кабина над 310-сильным дизелем ЯМЗ-238Н
Рабочее место водителя автомобиля КрАЗ-2Э253
Многоцелевое шасси КрАЗ-2Э253 для монтажа специальных надстроек
Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.)
В соответствии с секретным правительственным постановлением от февраля 1976 года о разработке гаммы тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, в Кременчуге разработали эскизный проект новой техники, которая в 1981-м по типажу 21 НИИИ получила код «Открытие».
Ведущим инженером-конструктором по этой теме являлся Владислав Константинович Левский, впоследствии – заместитель главного конструктора КрАЗа. Уникальность его идеи заключалась в создании, испытаниях и ежегодном обновлении обширной гаммы одиночных полноприводных трех- и четырехосных капотных и бескапотных грузовиков, тягачей и активных автопоездов, максимально унифицированных с гражданской продукцией. К 1991 году количество исполнений достигало 30 версий.
Неосуществленный проект грузовика КрАЗ-Э6315 с передней кабиной
Проект будущего армейского бескапотного автомобиля КрАЗ-Э6316
Основой семейства являлись трехосные 10-тонные капотные грузовики КрАЗ-6315, четырехосные 15-тонные бескапотные КрАЗ-6316 и активные пятиосные автопоезда КрАЗ-6010, состоявшие из капотных седельных тягачей КрАЗ-6440 и двухосных полуприцепов-шасси. В коротком обзоре подробно рассказать обо всех машинах невозможно, но стоит упомянуть наиболее важные.
Уже в 1982 – 1983 годах появились базовые грузовики Э6315 и Э6316 и седельные тягачи Э6440 первого поколения с многотопливным двигателем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л. с., который мог работать в дизельном режиме или на бензине, керосине и их смесях, в том числе с ракетным топливом. К февралю 1984-го для проведения госиспытаний были готовы восемь образцов.
Капотный грузовик в третьем исполнении КрАЗ-3Э6315
Многоцелевое 11-тонное армейское шасси КрАЗ-3Э63151. 1985 год (из архива 21 НИИЦ)
Полигонные испытания модернизированного образца КрАЗ-4Э6315
К 1984 – 1987 годам относится формирование второго поколения. В капотном семействе новинками стали третья версия грузовика 3Э6315 и шасси 3Э63151 для спецнадстроек. С вибрациями в их кабине удалось справиться только на четвертом исполнении 4Э6315, получившем новую переднюю подвеску с гидроамортизаторами. В то же время третья версия тягача 3Э6440 с повышенным расположением капота была преобразована в четвертую 4Э6440. Испытания они проходили в сцепе с полуприцепом ЧМЗАП-93861 в составе автопоездов 3Э/4Э6010.
Тягач КрАЗ-4Э6440 для работы в составе активных автопоездов. 1986 год (из архива 21 НИИЦ)
Автопоезд КрАЗ-4Э6010 с тягачом КрАЗ-4Э6440 и полуприцепом 93861 (из архива 21 НИИЦ)
Суровые испытания автопоезда КрАЗ-4Э6010 в Средней Азии
В 1984-м также появилась третья версия 3Э6316 с кабиной над двигателем, которую почти сразу же преобразовали в четвертую 4Э6316 с балансирной подвеской.
Бескапотный КрАЗ-3Э6316 с 360-сильным двигателем в кабине. 1984 год
После подведения предварительных итогов долгих исследований и дальних пробегов Минобороны приняло решение об очередной модернизации всех автомобилей, составивших третье поколение 1987–1988 годов. Первые восемь прототипов появились в декабре 1987-го. Среди них были два грузовика 5Э6315 с откидными лобовыми бронестеклами кабины, их вариантом стало длиннобазное шасси 5Э63151.
Полигонные испытания грузовика КрАЗ-5Э6315 с серийной кабиной
Трехосный автомобиль КрАЗ-5Э6315 с лобовыми бронестеклами. 1987 год
Длиннобазный 360-сильный бортовой грузовик КрАЗ-5Э63151. 1987 год (из архива 21 НИИЦ)
Одновременно появилась машина 5Э6316 с двигателем ЯМЗ-8424 мощностью 420 л. с. и новой более просторной кабиной. Несмотря на это, более мощный дизель еле-еле умещался в ней, и потому было решено сместить его на 70 мм влево от продольной оси автомобиля.
Модернизированный грузовик КрАЗ-5Э6316 с 420-сильным двигателем
Испытание четырехосного автомобиля КрАЗ-5Э6316 в Заполярье. 1985 год
Наиболее кардинальное решение проблемы размещения силового агрегата на бескапотном шасси привело к рождению грузовика 6Э6316 с еще более мощным 450-сильным двигателем, который установили за вынесенной на передний свес армейской кабиной с пуленепробиваемыми стеклами. Его вариантом являлось 16-тонное шасси 6Э63161 с лебедкой. Есть сведения о создании на нем самоходной 152-миллиметровой артиллерийской установки «Мста-К».
Машины нового поколения проходили испытания в различных регионах страны и часто привлекали к себе внимание местных жителей. Понятно, что в таких условиях добиться полной секретности такой техники не удавалось. На ней тщательно затирали все внешние ссылки на завод-изготовитель, но для пущей дезориентации любопытных на передних панелях кабин с 1987 года помещалась надпись «Сибирь», которой поначалу ошибочно придавали статус официальной маркировки.
Бескапотный 450-сильный КрАЗ-6Э6316 с надписью «Сибирь». 1987 год (из архива 21 НИИЦ)