djon01region › Блог › Тестирование штампованных дисков разных производителей для ВАЗ
6 различных моделей 13-дюймовых штампованных дисков, предназначенных для переднеприводных машин из Тольятти
Диск 13“ (Тольятти, Россия) 5Jx13 H 310 руб.
Масса, кг 5,8
Вылет, мм 38,2
Биения, мм
радиальное 0,9
торцевое 1,2 Деформация закраины, мм
новый диск 14,5
«старый» диск 17,6
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 1,1
«старый» диск 2,1
Диск 14“ (Тольятти, Россия) 5Jx14 H2 530 руб.
Масса, кг 7,1
Вылет, мм 35,2
Биения, мм
радиальное 1,1
торцевое 0,6
Деформация закраины, мм
новый диск 1,6
«старый» диск 1,1
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 5,4
«старый» диск 6,5
Вазовский 14-дюймовый диск тяжелее 13-дюймового на 1,3 кг! А вот его коррозионная устойчивость ненамного выше. На искусственно нанесенных царапинах появились большие очаги ржавчины, а в местах стекания конденсата соляного тумана по диску на краске образовалась поверхностная коррозия — большие бурые пятна. Прочность отменная — при косом ударе деформация закраины диска практически отсутствует. Но угол изгиба привалочной плоскости при этом намного больше, чем у всех остальных участников теста. У диска, подвергнутого искусственному старению, характер повреждений не менятся, а угол изгиба привалочной плоскости становится еще больше.
КрКЗ (Кременчуг, Украина) 5Jx13 H2 300 руб.
Масса, кг 6,6
Вылет, мм 39,9
Биения, мм
радиальное 1,7
торцевое 1,2
Деформация закраины, мм
новый диск 14,9
«старый» диск 15,1
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 1,3
«старый» диск 1,9
Внешне украинский диск полностью копирует тольяттинский, но тяжелее на 800 граммов. У него отмечено самое большое радиальное биение — 1,7 мм, — что может стать причиной большого дисбаланса диска в сборе с покрышкой. Лакокрасочное покрытие хорошо сопротивляется воздействию солей — появились лишь небольшие точечные вспучивания. К сожалению, покрытие оказалось очень хрупким и после удара кусками сошло с диска, оголив металл. Характер повреждений при косом ударе в точности такой же, как у вазовского 13-дюймового диска — происходит значительная деформация закраины диска при небольшом изгибе его привалочной плоскости. После искусственного старения характер повреждений практически не изменился.
Asterro (Фергана, Узбекистан) 5,5Jx13 HX 510 руб.
Масса, кг 7,1
Вылет, мм 39,6
Биения, мм
радиальное 1,4
торцевое 0,8 Деформация закраины, мм
новый диск 12,5
«старый» диск 10,0
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 1,8
«старый» диск 2,4
Узбекский диск на 1,3 кг тяжелее тольяттинского 13-дюймового колеса. Защита от ржавления средненькая — краска у царапин вспучилась и легко отслаивается от металла, наблюдалась и поверхностная коррозия на неповрежденных участках лакокрасочного покрытия. При косом ударе происходит значительная деформация закраины диска при малом изгибе его привалочной плоскости. У диска, подвергнутого искусственному старению, характер повреждений изменился — увеличился угол изгиба привалочной плоскости.
Mefro (Германия) 5Jx13 H2 620 руб.
Масса, кг 6,5
Вылет, мм 40,4
Биения, мм
радиальное 1,4
торцевое 0,8 Деформация закраины, мм
новый диск 4,6
«старый» диск 7,1
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 3,0
«старый» диск 4,8
Немецкий диск на 0,7 кг тяжелее тольяттинского 13-дюймового колеса, но заметно прочнее — после косого удара отмечена лишь небольшая деформация. «Состарившийся» диск сохранил характер повреждений, но деформация закраины и изгиб привалочной плоскости увеличились ненамного. Кроме того, у «немца» отличная коррозионная стойкость!
KFZ (Австрия) 5Jx13 HВ 660 руб.
Масса, кг 6,0
Вылет, мм 40,2
Биения, мм
радиальное 1,2
торцевое 0,6 Деформация закраины, мм
новый диск 0,9
«старый» диск 3,3
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 3,1
«старый» диск 4,0
Kronprinz (Германия) 5Jx13 H2 670 руб.
Масса, кг 6,4
Вылет, мм 39,7
Биения, мм
радиальное 1,4
торцевое 1,3 Деформация закраины, мм
новый диск 14,2
«старый» диск 12,7
Изгиб привалочной плоскости, град.
новый диск 0,9
«старый» диск 1,2
«Кронпринц» на 600 граммов тяжелее тольяттинского 13-дюймового «эталона». Этот диск оказался самым неравномерным среди импортных изделий — сочетаются относительно большие радиальные и торцевые биения. Сопротивляемость воздействию солей могла бы быть выше — «расцвели» не только царапины, но и затиры лакокрасочного покрытия, возникшие при транспортировке или хранении диска. Отмечена коррозия на вентиляционных окнах. При косом ударе происходит значительная деформация закраины диска, а вот изгиб привалочной плоскости практически не меняется. Отрадно, что после искусственного старения степень повреждений осталась прежней.
Основное правило при выборе сочетания «диск— покрышка» таково — ширина протектора должна быть на 20—30% больше ширины диска. «Дюймовую» ширину диска необходимо перевести в миллиметры (1 дюйм равен 25,4 мм). То есть индексом 5,5J обозначается диск шириной 139,7 мм. А значит, на такой диск допускается устанавливать шины шириной от 168 до 182 мм. Округляем и получаем диапазон от 170 до 180 мм. К примеру, диск 5,5Jх13 годится для покрышек 170/ХХ R13, 175/ХХ R13 и 180/ХХ R13.
Каталог дисков
Каждый человек носит обувь. Все знают, что есть парадно-выходные туфли, чья примечательность в интеллигентном лоске и чётком соответствии определённому стилю. Есть спортивные кроссовки, идеальные в плане удобства. Или кирзовые сапоги, позволяющие шлёпать по грязи без риска промочить ноги. С автомобильными дисками аналогично, их надо брать чётко под потребности. Однако есть нюансы — вряд ли получится затарить гараж в том же количестве, что и обувную полку, да и машину переобуть не так просто и быстро. Надо хорошо подумать перед выбором. Давайте разберёмся, что предлагает колёсная промышленность.
Какие бывают колёсные диски?
Ещё бывают диски «реплика». Они литые, но эту тему раскроем детальнее в отдельной статье.
Штампованные диски
Самая простая, выверенная временем технология. Из стальных листов на специальных станках штампуются заготовки — диск и обод, которые потом свариваются. Сурово, недорого и непритязательно. Большинство автомобилей бороздит российские просторы на штампах. Водителей привлекают цена и неприхотливость — большинство повреждений легко выправить, раскатав диск за копейки на ближайшем шиномонтаже. На ямах штампованный диск играет, частично поглощает ударный импульс, оберегая этим подвеску. Огрехи эстетики компенсируются накладными колпаками. Основной недостаток — вес; тяжёлая железяка затрудняет движения рулём, замедляет динамику и повышает расход топлива. По аналогии с человеческой обувью, штампованный диск — это кирзач.
Литые диски
Тут уже не сталь. В основе — алюминий, реже, магний. Литейные машин в специальные формы отливают жидкий расплав. Такая технология дарит весьма широкие возможности дизайна — модный рисунок, затейливые изгибы и ажурное изящество достижимы без усилий. Литое изделие ощутимо легче штамповки, что повышает управляемость и динамику авто, параллельно снижая расход топлива. Цена литья выше штамповок, но если данный параметр важен — пугаться не следует, есть отличные отечественные производители, чья продукция вполне надёжно служит и не лупит по бюджету.
Дорогие литые диски при наличии возможности покупать смысл есть — дольше сохраняется лакокрасочное покрытие, меньше вес при сходной прочности, интереснее дизайн. Магниевые диски легче алюминиевых, но алюминиевые лучше выдерживают нюансы наших дорог. Как правило, магний используется любителями гонок и стритрейсинга, в быту такой диск слишком дорог и нецелесообразен.
Если вы регулярно влетаете в ямы, но при этом желаете купить литые диски — выбирайте или российский металл, или модели ведущих западных производителей, где тщательная и всесторонняя проверка на прочность главенствует при пуске товара в серию. Возвращаясь к нашим аналогиям, литые диски — это кроссовки или модные туфли. Российскими можно «играть в футбол», но они тяжелее; импортные — качество сильно зависит от цены, за хороший товар надо раскошелиться.
Кованые диски
Данный вариант сочетает преимущества двух предыдущих. Материал — авиационные сплавы. Технология — штамповка под высоким давлением, напоминающая ковку; сначала создаются болванки-полуфабрикаты, затем они на специальных станках допиливаются до нужной формы. На сегодняшний день невозможны особые изыски в дизайне ковки, всё строго и симметрично, хотя вид нескучный и без проблем вписывается в облик большинства современных автомобилей.
Чтобы совместить преимущества литья и ковки, некоторые компании придумывают интересные ухищрения. Например, прочность литых дисков можно существенно повышается с помощью технологии раскатки обода (flow forming). Ещё есть комбинированные диски с кованым ободом и литыми спицами. Такие варианты занимают промежуточное положение по эксплуатационным свойствам и цене.
Диски Реплика
Грамотный автопроизводитель при разработке очередной модели всегда рассчитывает параметры колёсного диска. Геометрия, размеры и балансировка выверяются до миллиметра, недаром такие колёса называют родными. Однако родные — чаще всего дорогие. Что делать, если нет желания платить огромные суммы? Можно купить диски Реплика.
Интернет полон устрашающих мифов о реплике. Частично слухи оправданы, ведь нынче при помощи тематического компьютера точно измерить и сделать геометрически правильное колесо не составит особых проблем даже для гаражного кооператива в задворках китайских трущоб. Однако не стоит думать, что все реплики такие, вы можете обидеть весьма заслуженные европейские компании, чьи реплики порой даже лучше оригиналов, потому что легче и прочнее. Кроме западного мира, качественную реплику делают у нас в России, да и Китай, если фирма надлежащим образом сертифицирована и проверена, сбрасывать со счёта отнюдь не стоит. Если вам нужна реплика — берите её в нормальном магазине, который отвечает за свой товар, и всё будет хорошо.
Citroen C4 1.6 hdi МКПП › Бортжурнал › Тюнинг штамповок под девизом «Голь на выдумки хитра»
После покупки китайских а-ля фениксов на 16 радиусе — было решено что зимуем мы на родных штамповках.
Но родные штамповки внешним видом не радуют — какая-то серая краска, ступичная гайка во всей красе со шплинтом и ржавчиной. Понятно что основным элементом красоты тут являются родные колпаки «снежинки». Но после кражи второго комплекта родных колпаков — я зарекся кормить местных наркоманов. Да и вообще по наблюдениям — из 5 С4 без литья в Киеве — 3 без колпаков. То есть их планово отслеживают и снимают.
Конечно вариантом было сначала купить простенькие китайские колпаки и нацепить наклейки — но побродив по магазинам — отказался от идеи. Дешевые уж совсем жигулевские. А красивые — по цене приближаются к оригинальным.
Поскольку двое детей и жена в декрете не позволяют оптимизировать расходы от памперсов в сторону колпаков — задача было сделать бюджетно и более-менее прилично. Для этого:
1. Покрасить штамповки в чисто черный глянцевый цвет
2. Закрыть ступичную гайку колпачком
3. Нацепить колпачки на болты
1. Тут все по классике. Родные диски в местах где проявилась ржавчина — обдираем щеткой, слегка шкурим, обезжириваем, красим.
Грунт не брал, решив красить поверх штатной краски. Прав или нет — время покажет
Поскольку диски были с резиной, пришлось ее закрывать строительной пленкой. Закреплял ее скотчем и бумажным и обычным, плюс еще очень удобно к ободу прикрепить канцелярским биндером
Диск красим в несколько слоев, давая высохнуть по 20-30 минут. У меня получилось 5-6 слоев. Честно говоря без грунта маловато, но это если присматриваться. По сравнению с оригинальной краской — пойдет.
2. Тут начинается самое интересное: заглушка ступичной гайки.
Честно говоря покрутил я его — как в анекдоте про асфальт и лыжи. За что там держать должны эти усики? Если бы они были внутрь за гайку — тогда ладно. Но они наружу да еще и шплинт гайки мешает.
Но поскольку деталь была куплена — будем лепить. Приятное наблюдение — диаметр колпачка почти совпадает с диаметром колодца гайки ступицы и садиться очень плотно. Но мешает шплинт. Возможно есть решение — сделать шплинт сквозным через колпачек, или выгнуть его наружу. Я делал так:
а) Отрезаем зубчики колпачка по буртик
б) Обтачиваем буртик немного наждаком или шлифкругом
в) Вырезаем дырку для шплинта приблизительно таким образом
BlackTyres.ru › Блог › Литье или штамповка? Какие диски лучше литые или штампованные?
80 % красоты автомобиля – в его колесах!
Генри Форд
Что Вы узнаете из этой статьи:
• В чем разница между литыми и штампованными дисками
• Их плюсы и минусы
• Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
• Мнения экспертов и любителей
Покупая автомобиль в базовой комплектации, скорее всего Вам предложат штампованные колесные диски, по одной простой причине – они дешевле. За более прогрессивные, литые, придется доплатить. Сразу рождается мнение, что второй вариант более качественный и надежный. Так ли это на самом деле, давайте разберем подробнее.
В чем разница между литыми и штампованными дисками
Прежде чем начать нашу дискуссию: «какие диски лучше литые или штампованные?», выделим основные приоритеты, которые учитывают автовладельцы при выборе колес. Первое, это конечно же надежность и практичность, второе – дизайн, поэтому мнения автомобилистов разделились на два лагеря. Одни твердят, что штампованные надежнее, а другие, что литье красивее. И каждая категория по-своему права! Разберем общее устройство каждого из них.
Литые колесные диски
На разговорном сленге их называют «титанками», при изготовлении используется технология отливки элемента в специально подготовленных формах, которые и формируют дизайн будущего колеса. Для таких дисков используются сплавы алюминия, магния или титана, кстати есть модели, вырезанные из цельных листов. Такие диски выглядят эффектно и эстетично. Благодаря фантазии конструкторов создаются, в буквальном смысле, шедевры, которые могут придать облику автомобиля и шарм, и брутальность, и уникальность стиля, в общем могут подчеркнуть характер владельца.
Кроме того, они легкие и достаточно прочные, особенно из качественных сплавов, но все же низкие температуры делают их хрупкими и более уязвимыми к деформации.
Модели таких дисков изготавливают одним способом – резка из сплошного листа металла. Колесо делится на несколько частей и соединяются при помощи сварки. Они гораздо дешевле и просты в производстве, более устойчивы к нагрузкам и менее подвержены к изменению формы. Если все-таки Вам удалось каким-то образом погнуть такой диск, это легко исправляется костоправом без применения специального, сложного, оборудования. Из-за упора на надежность и технологичность изготовления пришлось пренебречь эстетикой, такие диски менее презентабельны и тяжелее.
Плюсы и минусы литых и штампованных дисков. Объективная оценка
Соперничество между этими видами длится давно и дело не только в сезоне эксплуатации, и как говорится сколько людей, столько и мнений. Разберем основные чем отличаются литые диски от штампованных:
Надежность
• У литых дисков есть очень существенное преимущество – прочность. Причина кроется в материале, в основном это алюминий, с добавлением других металлов для достижения высокой надежности. Кстати многие сплавы используются и в аэрокосмической промышленности. Они без ущерба способны выдерживать средние удары.
• Штамповка же изготавливается из высоколегированной стали и более подвержены деформации при физических воздействиях.
Прочитав характеристику надежности, не стоит делать поспешных выводов по этому показателю. Высокая прочность литых дисков имеет и свои минусы: они могут треснуть при серьезном ударе и их уже не восстановить, что нельзя сказать о штампованных.
Влияние на работу шасси
• Благодаря более легкому весу (в зависимости от размера, легче на 20-50 %), литые диски оказывают меньшее воздействие на шасси автомобиля. Это происходит потому, что сила ударов и толчков на узлы и агрегаты подвески у легких колес меньше, вдобавок ко всему это производит меньше шума при езде по неровной дороге. Управлять машиной на литье намного комфортнее, нежели на штамповках.
• Штампованные диски в свою очередь, тоже имеют положительные моменты в этом компоненте. Их пластичность поглощает энергию колебаний, не доводя ее до подвески, а жесткие литые колесные диски уничтожают части шасси, на неровной дороге.
Крайне не рекомендуется устанавливать литые диски на внедорожники и автомобили, эксплуатируемые в сельской местности или на производстве.
Влияние на работу тормозной системы
• В своем большинстве, литые диски, более открыты и сделаны в виде спиц. Это обеспечивает хороший воздухообмен внутри тормозной системы, а значит и лучшее охлаждение ее узлов.
• Штампованные колеса имеют минимум свободного пространства в цельнометаллическом корпусе диска. Минус такого устройства – охлаждение системы, а плюс – хорошая защита от посторонних предметов.
Что важнее: надежность функционирования тормозной системы или ее защита, выбирать Вам!
Дизайн
• Как уже сказано выше, дизайну нет предела совершенства, но при условии соблюдения физических законов. Если Вы хотите подчеркнуть свою индивидуальность, существует множество вариантов на любой вкус и цвет.
• Штампованные диски стандартны по внешнему виду, но их можно облагородить специальными пластиковыми колпаками.
Минус такого разнообразия заключается в сложности подборки литого диска для замены, в случае его поломки. Как Вы догадались со штампованными ничего выдумывать не надо, необходимо подобрать нужный размер и форму крепления.
Устойчивость к негативным факторам влияния природы
• Литые диски не подвержены коррозии от влаги, даже если Вы повредили наружный слой, так как алюминий устойчив к действию воды. Но все же есть физически и химические свойства литого колеса подверженные риску. Сюда следует отнести: электрохимическая коррозия (возникает из-за взаимодействия алюминия с солью, которой посыпают дороги зимой), несоблюдение условий хранения и нагрев болтов при откручивании зимой.
• Повредив защитное покрытие штампованного диска, можно его лишиться, вовремя не восстановив его.
• Литые диски хорошо подходят для скоростной езды по ровному покрытию.
• Описывая штампованные диски вначале статьи, мы говорили о ремонтопригодности таких колес и что для этого нет необходимости нанимать высококвалифицированных специалистов и применять дорогостоящее оборудование. Достаточно минимум сноровки, а в несложных случаях хватит кувалды иди молотка.
Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
Перед тем, как обновить колеса на своём автомобиле, проанализируйте основные моменты, при которых Вы эксплуатируете машину. Эксперты выделяют три основных аспекта:
• Целевое назначение Вашего авто, какие условия будут преобладать в процессе эксплуатации. На каком преимущественно дорожном покрытии Вы планируете ездить? Бездорожье, городские улицы или их сочетание.
• Почитайте инструкцию по эксплуатации или советы автолюбителей на автомобильных форумах, о том какие колеса лучше подходят для конкретной марки и класса (не стандартный размер, может привести к быстрому изнашиванию частей и механизмов подвески).
• Климатические условия эксплуатации. Здесь анализируйте температуру, влажность, осадки и тд.
Мнения экспертов и любителей
Рекомендации экспертов для желающих купить новые колеса:
• Если Вы преимущественно передвигаетесь по бездорожью – ни о каких литых дисках и речи быть не может, они к сожалению, только для моделей из классов премиум или бизнес. Литые диски предназначены для езды по хорошим дорогам, ну в крайнем случае, по небольшим неровностям.
• Для микроавтобусов, которые занимаются пассажироперевозками, титаны тоже не подойдут. Быстро будет изнашиваться подвеска и сами колеса.
• Для эксплуатации в летний период лучше подходят литые диски, а зимой – штамповка. Из-за наледи на обочинах, можно поцарапать легко сплавные диски, и это далеко не последняя причина, по которой зимой штампованные диски лучше, чем литые.
• Если Вы не собираетесь менять диски по сезонно, лучше выбрать штамповки, так как дороги в нашей стране оставляют желать лучшего и сделав не правильный выбор, можно выбросить деньги на ветер.
Полезные ссылки:
Литые диски(Легкосплавные)
Штампованные диски(Стальные)
Если возникли еще какие-то вопросы посмотрите видео с обзором:
Спасибо за внимание и помните:
«Только противоречия приводят к выбору!»
Лада 2108 Сафари › Бортжурнал › Отчет №1. Штампы старого образца / Ходовая
Т.к. недавно закончил свою эпопею с приведением авто в порядок — появилось время показать сам процесс подготовки к «сезону» 14` С виду, конечно, авто не изменилось, но объем проделан немаленький. Начнем…
Часть №1
Штамповки 4,5J
Думал над образом авто всю зиму) перебирал в голове все варианты, хотел чего-то нового и оригинального, вроде уже и выбор свою сузил до следующих моделей:
Но меня осенило — оставить «более редкие» диски:
Честно говоря, если бы не некие личности… — таких запилов в гараже со сток кастрюлями меня бы не ожидало, т.к. я просто не обращал внимания на них… Спасибо narasimha )))
Давно знал и читал, что на ранних переднеприводниках ставили штампы с иными параметрами (о них все расписывал osya-ua )
В двух словах:
— старые штамповки — менее широкие (4,5 вместо современных 5ти дюймовок)
— в профиль сердцевина диска заметно выступает:
Но как-то не обращал внимания на свои (т.к. стояли еще конвейерные).
Диски и диски, думал я… просто цвет выгорел, есть царапины — думал куплю новые в магазе и все, но, как мне объяснили злые языки, это будет колхозинг — пришлось возиться со старьем.
Попутно нашел 2 новых диска стар образца 88г.в.))) и к-кт резины тех же лет:
Основное условие было:
-Подбор цвета
-Окрас акрилом (никаких порошковых красок, т.к. внутри диска — щель с порошкоовой краской будет залита, с порами)
САМЫЙ ГЕММОР! — снять старую краску…
В результате без краски:
Потом была прокатка, подбор краски, грунтовка, окраска. в итоге:
В итоге получили а-ля новый-старый к-кт, плюс обновил колесные колпаки:
P/S/ Самое нудное, что только я делал с авто… поиски, возьня, поиск малярки, рлд, поиск резины, разъезды по транспортным — в итоге еще и ценник космос. Но рез-т хоть порадовал).
А вообще, проделав столько работ, понял, что реставрация — это очень затратное дело, если даже на совкотазик уходит немало, то сколько нужно на олдтаймеры…:)
Подвеска:
Стоковую подвеску — ненавидел ее всегда, некомфортно, дорогу не держит. Решено было менять полностью.
Долго выбирал среди аммортов. На всех производителях что я ездил, для меня всегда самыми-самыми были Koni Special Но для конвейерных колес — показалось слишком сильно. Нужно было, что-то более пенсовое и комфортное, при этом без адовых кренов в поворотах В древних статьях авторевю от 95г. тестировали амморты для ВАЗ2108 и АР от 2006-го №12 тестировали на ВАЗ 2112 В плане комфорта — вроде Sachs Advantage по описанию были самое то, что надо.
Приобрел к-кт Sachs, при чем перед впарили стойки в сборе от ВАЗ 2110, сказав, что только шток короче))))) Внимание: Не ведитесь, как я) — Они отличаются от 08х не только штоком, пришлось менять на 08ые:
А) Нижняя опора пружин пердних стоек у 2110 ниже на 1см!
Б) Ход отбоя 2110-го переда на 1 см. больше, что пагубно для шрусов в таком случае
В) иные хар-ки, т.к. 2110 тяжелее
Г)На 2108 можно ставить передние стойки только с 2110й верхней опорой, которая компенсирует всю разницу в клиренсе на 1 см))))
См.Фото
Винегрет раскраса пружин — не очень радовал, поэтому вместе с дисками с них слезла порошковая краска и отдана в малярку, в результате:
В итоге, в сборе получилось все скромно:
P/S/ Результат не впечатлил — пружины СС-20 не зря снабдили межвитковым глушителем, без него первый виток со вторым позвякивают на кочках) Пришлось одеть эту приблуду на пружины.
Амморты неплохи на трассе, управляемость поднялась, но я получил жесткую подвеску, как ни крути. Амморты газ/масло от Sachs жестковаты, на плохой дороге мне не понравилось, а в Авторевю их хвалили и сравнивали с пневмой)…да, конечно пружины у меня не сток, но кони с этими пружинами намного приятнее
Мораль басни — надо менять стойки на более комфортное, но вот что? Какие советы по стойкам.