Фото щитки приборов авто

Самые разные приборные панели авто: почувствуй себя пилотом космического корабля (фото)

image4 52

Автомобиль должен быть хорош во всем. Технические характеристики и внешний вид, само собой должно быть на высшем уровне. Сегодня речь пойдет о салоне автомобиля, его просторности и удобстве. А еще панель приборов должна быть понятной. Предлагаем посмотреть подборку необычных автомобильных панелей, являющихся абсурдными с точки дизайна.

Porsche Panamera Mansory

image2 54

Яркий интерьер в сине-желтых тонах, вроде бы все стильненько. Здесь смешаны и дерево, карбон и кожа. В результате получилась впечатляющая обстановка, но на любителя. Правда, такое ядовитое сочетание цветов, что аж глаза режет, мало кому придется по душе. Думаю, ездить каждый день в таком салоне, просто жесть.

Aston Martin Lagonda

image1 52

Глядя на этот интересный салон, создается впечатление чего-то футуристического. Еще в семидесятых модель попала под рестайлинг, в процессе которого машина получила абсолютно новый салон, не похожий на другие салоны автомобилей той эпохи. Разработка британцев представляет собой электронную панель приборов, наделенная уникальными кнопками. Хорошо это или плохо, решать только самому водителю. Ведь ему придется управлять этим космического кораблем, прибывшим из фантастического фильма.

Кстати, над приборной панелью старались одни из лучших инженеров, ломали свои головы лучшие умы компании. В итоге все равно получилось не то что хотелось. Да и работала она через раз. Из-за этого водитель мог остаться без нужных цифр в любой момент или получить некорректную информацию.

Spyker

image4 52

Почувствуйте себя капитаном корабля за таким штурвалом! На таком можно покорить весь мир. Может так специально задумывалось, типа новое рулевое управление. Кроме того, что это потрясающая маневренность, это еще для некоторых стиль. Хотели бы покрутить такое рулевое колесо? Наверное, таким штурвалом не сложно управлять, чего не скажешь о громоздких конструкциях настоящих кораблей. В общем, салон приятно необычен: он кожаный, такой уютный. Что-то в этом есть такое, что нас поражает и одновременно располагает к машине.

Vector W8

image5 52

Интерьер смотрится не форматным. Множество тумблеров, всяких кнопок, переключателей, есть цветной цифровой дисплей вместо привычных циферблатов. Создается космическая картина внутри. Конечно привлекают шикарные кожаные сидения и необычный руль, оснащенный и выделяющийся огромной сердцевиной. Кажется, что его середина словно бриллиант в кольце…А общая картина интерьера напоминает салон истребителя-бомбардировщика.

Chevrolet Corvette

image3 60

Глядя на эту панель приборов, сложно представить, что она была разработана в шестидесятых. Внешне довольно стильно, в ней присутствует дух современности, несмотря на то, что прошло много лет. Даже датчики переместились на водительскую сторону, над рулевой колонкой нашлось место круглому тахометру. На панели есть часы и радио, они размещены на центральной консоли. Со стороны пассажира имелась глубокая выемка с безопасной ручкой. В число опций входили отопитель, электрические стеклоподъемники, радиоприемник, ремни безопасности. По-моему, все необходимое есть и на своих местах.

Koenigsegg CCXR

image6 49

Красота и эксцентричность. Разве может обычная приборная панель вызывать кучу эмоций…Да, особенно, если это приборная панель от шведского разработчика и известного автопроизводителя. Что в ней особенного? Фишка данной модели кроется в самом циферблате. Здесь в него помещены сразу три прибора. Кому-то возможно это не удобно, зато выглядит необычно! Такое смелое воплощение идеи дизайнеров сказалось и на информативности щитка.

Lexus LFA

image8 38

А это японское творение, кому же еще может прийти в голову такое! Приборная панель кажется слегка странноватой. Но, LFA способна работать и механически. Особенностью является то, что панель будет перестраиваться тогда, когда это необходимо. В зависимости от выбранного водителем режима езды, скорости движения, панель соответственно подстраивается под эти параметры. Смысл данной разработки в том, чтобы автомобилист получал только нужные данные.

Honda Civic

image9 27

Может кто-то знаком уже с этой пресловутой двухэтажной приборной панелью. Кстати, это не новая модификация, ей уже примерно пятнадцать лет. Фишкой является то, что отображение скорости движения машины можно увидеть на индикаторе, который размещен немного выше окружности руля. Остальные датчики, включая тахометр, расположены на мониторе, уместившемся внутри окружности руля. В принципе удобно, но как говорится сколько людей, столько и мнений.

Citroen CX

image7 44

Создание этого автомобиля уходит в далекую середину прошлого века. Не знаю почему, но именно Citroen многие эксперты приписывают больше всего баллов по созданию странных вещей. Хотя, если взглянуть на приборную панель данного разработчика, возможно будет объяснение тому. В глаза бросается спидометр и тахометр. Здесь они сделаны в виде вращающихся барабанов, оснащенных цифрами. Ко всему прочему, еще и находятся под увеличительным стеклом…Действительно странновато.

Lamborghini Reventon

image10 22

Вдохновение датчиками военных самолетов очевидно сказалось на данной разработке панели приборов. В этом есть определенная схожесть. Автомобиль оснащен TFT-дисплеем, функционирующим в одном из двух режимов. Говоря о первом, он представляет собой классику, поэтому ничем особенным не отличается. Со вторым дело обстоит иначе, спидометр становится в виде истребительского прицела. Тахометр приобретает форму арсенала. Может появляться дисплей перегрузок.

McLaren 720S

image11 9

Что особенного в этой приборной панели? Есть два режима: трековый и дорожный. В случае со вторым, автомобилист видит привычный экран с информацией, такой, какими оснащены большинство современных автомобилей. Если автомобилист находит в трековом режиме, панель тут же может перестраиваться, показывая полосу с показателями скорости и оборотами, также указателя активной передачи.

Каждая из этих панелей уникальна и странна по-своему. Тем не менее дизайнеры старались, увлекались творческим порывом, создавая что-то особенное. И можно сказать, им это удалось.

Хотите узнать больше интересного из авто мира? Тогда подписывайтесь на канал в Яндекс Дзен!

Источник

Лада 2107 LadaComfortVV › Бортжурнал › Приборка MB-Style ВАЗ-2107. Часть 1. Ferrum Group GF822

zKAAAgIPm A 100

Всем привет. Сегодня расскажу о том как я сделал красивую приборку в своей машине. В основном мой проект нацелен на изменение в салоне, но об этом я пока рассказывать не буду, узнаете всё по мере воплощения в реальность всех планов. И соответственно внимание будет уделяться каждой мелочи. Комбинация приборов тоже не осталась в стороне.
Захотелось мне чего-то более современного, рассматривал разные варианты, от простых комбинаций типа Калины, Волги, Четырки, Газели и так далее, потом увидел приоровскую панель с экраном где есть навигация, уже был почти готов её купить, как чисто случайно наткнулся на фирму Ferrum Group и в их ассортименте увидел комбинации приборов в красивом дизайне) по размерам в будущую панель я понял что мне подойдёт формат приборки от приоры. И нашёл именно ту которая мне подойдёт без поддержки CAN-шины, это приборка GF822

0RRFhZXWJV02kLHtxikNpwVtIu8 960

Меня зацепило сразу же и понял что хочу только её… Начал смотреть обзоры и наткнулся на одну вещь которая меня немного тормознула… А именно момент включения и выключения самой приборки. В проектах приборок компании Ferrum Group там загорается анимированное изображение автомобиля для которого и предназначена данная приборная панель, в моем же случае это лада приора и лада калина. Соответственно загоралось такое изображение

CVgglSpL Dx g4XzpGtUIbQJJfY 960

Можно конечно закрыть на это всё глаза, и фиг с ним что там загорается другая машина а езжу я на семёрке, но меня это не устраивает, проект у меня весь не из дешёвых и я понимал что нужно решить этот вопрос, либо забИть и купить приборку с навигацией, там то не загораются другие машины. В ноябре 2019 года я начал искать возможность изменения этого изображения, так как просто его нельзя установить как рабочий стол на телефоне, нужно писать новую прошивку в которую и записывать информацию о новом изображении, свели меня с человеком который писал прошивку именно для моей приборки, я умолял помочь с этим но, он отказывался так как ему это не интересно и с этой фирмой он не сотрудничает уже 3 года.
В декабре 19 года я все таки решаюсь что буду брать именно эту панель, получится или нет уже не важно, ну и буду ездить как лошара с изображением приоры так как оно там посимпатичнее чем калина😁 и вот пришла моя долгожданная приборка

hGn8cviO1l6DhCp5SQ5P5lqv FA 960

почему долгожданная, их на складе не было на момент заказа и мне её изготовили с новой партией приборок, так что я точно уверен что у меня свежачок) ставить сразу я не стал по нескольким причинам, потому что не ясен вопрос с изображением, и через 1,5 месяца я уехал на длительную, непредвиденную из-за короновируса вахту

Читайте также:  Фото кража из авто

Все эти месяцы я пытаюсь наладить контакт и упросить этого человека на написание прошивки, изготовил ему полностью своё проектное изображение которое у меня имеется, превратил в анимацию разрезав на программные фрагменты, но все равно дело не двигалось… Я уже был расстроенный пытаясь смириться с тем, что ничего у меня всё таки не выйдет, потому что мне уже стало самому стыдно что я просто надоедаю человеку в прямом смысле слова, оказываясь даже в чёрном списке, и вот спустя 8 месяцев я получил на почту её…

lm9bSwyOTZg6xXLqQHlU6j9hr2E 960

По приезду домой сразу же прошил чтобы убедиться что всё работает

Я прошу извинения за все неудобства, которые я доставил этому человеку, поэтому прошу вас, если у вас появится желание сделать что-то подобное, не стоит пытаться, я ему изрядно надоел. И свою прошивку я В РЕАЛИЗАЦИЮ И РАЗДАЧУ ПУСКАТЬ НЕ БУДУ! Так как в этом изображении, мой дизайн проекта, а не просто картинка жигулей, там присутствуют детали которые будут непосредственно только в моём автомобиле и я не хочу чтобы эта картинка была у кого нибудь ещё. Даже не просите) Потому что я знаю какой ценой она мне досталась.

Ладно это все лирика… Давайте теперь приступим к установке приборки от Приоры в панель ВАЗ-2107, да не просто установить как это делают все, а установить в стиле Mercedes-Benz (сплошным стеклом)

Первым делом разбираем приборку (да простят меня гарантийные обязательства Ferrum Group, но я же во благо☺️), отделяя сами приборы от стекла.

1icvngRPYa9b9gioug8toubVCqc 960

Берём этот козырёк (я купил отдельно с б/у приборки так как мой козырек мне ещё пригодится для установки в новую панель)

j3H2pve43s9YIyGzb8L 4whlHVE 960

и отрезаем по кругу полностью рамку к которой крепится сама приборка, рамку оставляем, всё остальное выбрасываем

MQl1b F3E55joZcY4ymWSdRiqi8 960

Режем, кромсаем и приклеиваем чтобы выглядело вот так

Ux40LrjKLilZLi4jXv9FHMn35e0 960

Как можно увидеть сделал я не так как делают все кто ставят другие приборки в торпеду 2107, они все впаивают в заднюю стенку углубляя в родном посадочном месте, потом кнопочки наращивают из-за того что они далеко и не достают, ну и так как концепция у меня MB-Style, то всё это закроется тонированным оргстеклом, а значит в глубине приборов видно не будет вообще, поэтому я сделал чтобы приборка по максимуму была близко к нашему стеклу и яркость не терялась

ChrT0ToxLPRfWpH7qbF2Vzld9dQ 960

Теперь получившиеся по бокам и снизу пустоты нужно было закрыть чтобы получить более менее ровную поверхность без дырок, я взял чёрное оргстекло акрил 3мм, вырезал и приклеил по контуру нашей рамки

WyGPuBHNbA29kq7lSfRHBHZrovw 960

Выглядит это все вот так… (белое это защитная плёнка)

FaSwXTSjINR6Qi9Ea0ZR9goGvp0 960

Далее берём заднюю часть нашей панели и кромсаем её, так как панель приора имеет другую форму и просто не попадает в наши рамки дозволенного😁
Вырезаем снизу под выпуклости, и сзади вверху для того чтобы можно было подключить наш штекер

OpFWYVUJsmJycjxlQjPPvHJwJoQ 960

Прикручиваем на родные саморезики, и вот тут я увидел что я лоханулся немного… на основной панели нужно было вверху не вырезать кусок под верхнюю часть приборки а вырезать отверстие как снизу чтобы она встала плотно, но ничего потом я это просто сзади подпёр куском оргстекла.

6R0Ua3pR NqGvZX61 Q0f1cM U 960

Спереди имеем такую картину

qR7G2HscxYwjC1Dzrs8O6fmJ7fw 960

Bn5OO0m99pNqE7 G 8YbR6cLkbU 960

— Не… Слушай… А прикольно получается…
Сказал я себе, крутя как дурачок в руках то, что получилось)
Если бы моя воля я бы вообще не ставил стёкла… Но нельзя оставлять открытыми стрелки а тем более экран… Иначе стрелки будут показывать погоду на Марсе, а экран заляпают, покроется пылью, зацарапается при попытках вытереть ну и так далее короче) но смотрится бомбезно

wFK3feBe3idJJNlg YfbVCOhUtY 960

ДАЛЬШЕ У НАС ИДЁТ ПОДКЛЮЧЕНИЕ…

Для этого берём распиновку приборки от Приоры

2XMI4I HN6lcWHIjoCTQpn trPI 960

И от нашей семёрочки

4lMAKkbeaUykkQJCWe2cOYLKjOU 960

В колодках приходящих на нашу родную приборку попадаются как и нужные провода, так и лишние провода, так и недостающие провода. В моем случае семёрка пока что карбюраторная, в инжекторной там какие-то различия имеются по наличию проводов.

Значит для подключения к штатным колодкам ВАЗ-2107, покупаем ответные фишки и начинаем собирать провода

1R1rYStXX8mru3Mo0U9f0Baa4tk 960

Можно эти три колодки склеить таким образом) как по мне то очень удобно) всё в одном месте. Сейчас пока делаю через колодки, но когда будет работа по салону и электрике, то этих колодок не будет, будет на прямую к разъёму приборки, так вот берём эти колодки, проводочки и колодку для приора панели… Я заказал на Алике разъем для приборной панели Audi VW Seat Skoda

apzBZjrxa6XJxzkredUi1LBBLlk 960

его маркировка 1J0972977C брал ЗДЕСЬ
Получаем примерно такую картину

JmK 2G46F9Fe29oStjZQFjA CPI 960

СОЕДИНЯЕМ ПО ТАКОЙ СХЕМЕ:

1 — К ЭУР (Его я не подключал, пока, летом поставлю ЭУР от приоры и подключу)
2 — К аварийке (к колодке аварийки)
3 — К датчику аварийного давления масла(серый колодка датчика давления масла)
4 — К ручнику (розовый с черной полоской колодка тахометра)
5 — Блок управления иммобилайзером (не подкл.)
6 — Подушка безопасности (не подкл.)
7 — К выключателю наружнего освещения (коричневый колодка спидометра)
8 — Указатель поворота правый (синий провод на подрулевом)
9 — Указатель поворота левый (синий с чёрной полоской на подрулевом)
10 — К лампочке чек енжд (подключил сюда подсос серый с красной полоской колодка тахометра)
11 — Датчик износа колодок (не подкл.)
12 — К ремням безопасности (не подключил но в сидениях имеются датчики, подключу)
13 — К блоку управления противопробуксовочной системой (кидаем на массу иначе горит постоянно)
14 — Клавиша «RESET» на подрулевом переключателе (при установке ЭУР займёт свое место)
15 — Датчик уровня тормозухи( розовый выходит на лампочку в бороде. Самое главное на бачке убрать + провод оранжевый и на его место кинуть массу.)
16 — АБС (на массу иначе горит значок)
17 — Выключатель дальнего света ( зеленый с чёрным колодка спидометра)
18 — Освещение приборов (белый колодка тахометра)
19 — На массу (чёрный колодка тахометра)
20 — К постоянному + через предохранитель ( Очень важно чтобы этот плюс был постоянным а не от зажигания!)
21 — Зажигание (оранжевый колодка тахометра)
22 — К датчику расхода топлива (пока не подключал так как пока карбюратор, но если есть ЭБУ то тянем к ЭБУ, снимаем фишку и находим 10 контакт, и вставляем туда проводок, в стоке там провода нет и расход начинает показывать)
23 — Подрулевой вверх кнопка (после установки ЭУР)
24 — Подрулевой вниз кнопка (после установки ЭУР)
25 — Датчик наружной температуры (-) ( вывел датчик под крыло)
26 — Датчик наружной температуры (+) ( так же к датчику)
27 — Датчик уровня топлива (серый с красной полоской колодка топлива)
28 — Датчик скорости (сигнал с нашего датчика скорости на кпп)
29 — К датчику температуры ОЖ (зеленый колодка температуры)
30 — Вход тахометра (ТОЛЬКО НИЗКОВОЛЬТНЫЙ!)
31 — Не подключается
32 — Лампа генератора(подключаем к большой белой фишке, контакт 2)

Теперь о ДОПАХ которые понядобятся для правильной работы приборной панели.

Для работы тахометра приоро панели нужен ТОЛЬКО низковольтный сигнал! В стоке на ВАЗ-2107 на приборку в контакт тахометра приходит по схеме провод с катушки зажигания а он высоковольтный… Достигает 80-100В… Хотите спалить панель, пожалуйста, милости просим, подключайте. Смотрел многие используют разные варианты для получения низковольтного сигнала для тех у кого его нет, и всякие преобразователи, и катушки переделывают используя родной тахометр и всякие обманки… Все оказывается намного проще… Достаточно установить Безконтактную Систему Зажигания и правильно взять провод… Об этом я рассказал в статье о установке БСЗ

У кого инжекторная семёрка (не знаю правда стоит на них или нет электронный датчик вместо троса) то я вас поздравляю вам делать этого не нужно и идём дальше… Если же у вас трос спидометра то…

Вам потребуется датчик скорости на 6 импульсов, и соответственно разъём к нему. Я использовал датчик под номером 2111-3843010

5E8zLbYXx6Iaw8KsULANjsGL8t8 960

Он имеет 3 контакта:
Плюс после зажигания, массу, и сигнальный провод центральный. Будьте внимательны не перепутайте местами полярность иначе он не будет показывать ничего.

5YhZoY 39uAIiV4hwxfaKqxrsV4 960

Я доверился цветам проводов на разъёме который купил к нему и как оказалось после того как я собрал всю систему и начал ехать то спидометр у меня не работает… Провод чёрного цвета оказался в месте плюсового контакта, а провод красного цвета в месте массы… Привет рукожопым сборщикам👋 и моей наивности в цвете проводов. Я взял 3 провода соединил с разъёмом и укутал это все в змеиную кожу для проводки

rU7oxjqe QG8elX5KNcIp 3eIqI 960

Вытащил родной трос, провода сделал такого же размера плюс/минус с запасом и запустил в тоже место где был трос, всё стало по штату.

Читайте также:  Помпы для авто масла

OaXIWGmR AaT PFxSVlZpwYCB0 960

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА:

Потребуется датчик от ВАЗ-2115 с номером 2115-3828210-03 соответственно с разъёмом подключения к нему

FLvVLYv9vz2lQTo2lCINtxA8UTA 960

Хотел закрепить его как многие за бампером но не нашёл для себя адекватного места) и решил спрятать его в полости колёсной арки между крылом и подкрылком, прицепив его пластиковой стяжкой на локер

WMoLqa4HtrspA9FZFqZAG8kfVGU 960

Сделал все аккуратно и можно сказать почти не заметно

jVdfJEGvdGxn7EYz6G Q8ceDNx0 960

Ну и соответственно решил проверить точность показаний, повесил комнатный Градусник между колесом и крылом

PGWBek4vX5nRNCcEMAQVlmDXe3g 960

оставил на пол часика, пока посидел чаёк попил, подошёл и сравнил… На градуснике показало +10° и ровно столько же на приборной панели

EyydgPqcpOxr dcml d0ZAQDdQo 960

Даже не пришлось производить тарировку…

В этой приборной панели есть такое понятие как тарировка показаний, тоесть простыми словами корректировка… Если например датчик температуры показывает на несколько градусов больше или меньше, это можно выставить.

Датчик скорости тоже можно откорректировать, если вдруг немного врёт

Ну и соответственно датчик топлива в баке.
Сделана очень удобная вещь как настройка таблицы, я настроил так…

Выкатал полностью бак. Поставил значение 0л.

Залил 5л из канистры. Поставил значение 5л.

Рядом оказалась заправка, наливаем ещё 5л. Ставим значение 10л.

Наливаем ещё 10л. Ставим значение 20л.

Наливаем ещё 10л. Ставим значение 30л.

И заливаем бак до полного, мне влезло ещё 8 с копейками литров. Ставим значение 38л. И указываем что это полный бак…

Все остальные расчёты по промежуточным литрам система делает автоматически.

Сколько раз заезжал на заправки проверял, показывает с точностью до литра.

При подключении ЭБУ которого у меня пока что нет, вам будет показывать средний расход, остаток километров, все ошибки диагностики и так далее…
Так же в этой панели очень много всяких функций о которых можно почитать на сайте у ребят где я покупал приборку.

Ну и соответственно так она выглядит на первом своём этапе😊

Дальнейшее облагораживание во второй части о Приборке MB-Style ВАЗ-2107

Всем удачи на дорогах, и красивых приборов.

Источник

aquilae › Блог › Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения

YSmcmH4EI1UhszHzno81MPLMlyA 100

Обзор цветовых и отчасти компоновочных решений предлагаю завершить приборными панелями автомобиля. В предыдущих (первая и вторая) частях я рассказывал о принципах выбора того или иного цвета для пиктограмм и кнопок, а каких цветов должны или могут быть шкалы и стрелки и какие вообще тенденции существуют в настоящее время?

I6qpgGbr8W7CWfoH0t1nrCq636c 960

Очевидно, что при проектировании приборной панели конструктор должен решить одновременно несколько противоречивых и потому не самых тривиальных задач: эргономическую/компоновочную, эстетическую и экономическую.
То есть прибор должен:
1. Отображать информацию предельно доступно и понятно для максимального количества различных с точки зрения психологии и физиологии пользователей,
2. При этом быть визуально привлекательным и отражать тот или иной характер и стиль автомобиля/бренда,
3. Но по возможности оставаться недорогим и несложным в производстве.

В свою очередь, качественное выполнение первого пункта осложняется условиями эксплуатации: принципиально разная освещенность днем или ночью, существенные перепады температур зимой или летом. В общем, задача весьма непростая.

Так как основным источником информации для человека является зрение, принципиальное значение для нас имеет одна из антропометрических характеристик тела: зоны видимости, определяемые как при неизменном положении головы и глаз, так и при их повороте или наклоне.

Оптимальный угол составляет довольно небольшую величину от общего поля зрения. В соответствии с ГОСТ 12.2.032-78 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» он ограничен диапазоном ±15° в горизонтальной и вертикальной плоскостях при неподвижной голове.
Таким образом, полный сектор оптимальной зоны составляет 30°. С учетом поворота головы угол становится больше, однако зону размещения важных приборов, показания которых считываются постоянно, ограничивают именно тридцатью градусами: согласитесь, вертеть головой в поисках тех или иных приборов водителю будет довольно неудобно и небезопасно. Поэтому за пределами оптимальной зоны размещают второстепенные приборы.

gE7JQbpHa72jllHz olUgnQ4yWE 960

На потолке возле зеркала заднего вида раньше часто размещали бортовой компьютер.

gxnDzz6YIz2Wse68pCFRogj6nM0 960

Сейчас от такого решения практически отказались: технологии на месте не стоят, поэтому экран прекрасно умещается между спидометром и тахометром.

FRCymlwWR0x4cjgQOAd9lVApMcU 960

Отсчет углов, ограничивающих оптимальную зону, ведется от сагиттальной плоскости и
нормальной линии взгляда. На рисунке ниже направление линии взгляда указывает желтая стрелка. А зеленой линией обозначено оптимальное поле зрения. В свою очередь нормальная линия взгляда (правый рисунок) направлена вниз под углом 15° от горизонтальной плоскости: при таком положении минимально активны мышцы шеи и глаз.

3oQrOmzRGzF benF8vn7D5VZuzs 960

Как вы помните из предыдущих записей, распределение палочек и колбочек в глазу неравномерное. Поэтому границы цветовосприятия будут различными (именно это и отражено на рисунке), а надежное распознавание знаков и символов происходит при еще меньших углах зрения.

Исходя из данных анатомических особенностей и был выбран оптимальный угол обзора, а вслед за ним — оптимальное положение щитка приборов: за рулем.

Минус такого размещения в том, что обзорность приборов ограничена ободом руля. Поэтому иногда, как я уже сказал выше, производители размещают приборную панель или часть приборов посередине передней панели: так можно разместить больше приборов или сделать шкалы крупнее. Но тогда приборы расположены на границе зоны видимости и за пределами оптимальной зоны, следовательно водитель вынужден отвлекаться от дороги. Поэтому данное расположение считается не самым удачным и используется сравнительно редко, как эксперимент или дизайнерская «фишка». Обычно же середина передней панели отведена под мультимедийные системы и блок управления климатом.

Это самые распространенные, проверенные временем варианты компоновки. В то же время уже несколько десятилетий существует, но сравнительно редко применяется отличное решение — проекция показаний приборов на лобовое стекло: ИЛС (индикатор на лобовом стекле) или HUD (Head-Up Display). Эта технология, также как и красная подсветка, мигрировала в автомобилестроение из военной авиации. Благодаря ей водитель меньше отвлекается от дорожной обстановки, так как не переводит взгляд с дороги на приборы и не меняет фокус зрения (изображение коллимировано, то есть спроецировано на бесконечность).

В автомобилях он впервые появился в 1988 году в качестве опции на американских Oldsmobile Cutlass Supreme и Pontiac Grand Prix, хотя прототип представили еще в 60-х годах на концепт-каре, прообразе Корвета C3.

Следом были единичные эксперименты Ниссана (240SX, 1989-1994) и Тойоты (Crown Majesta, 1991).
В настоящее время многие производители предлагают ИЛС штатно или в качестве опции, однако привычной, обыденной системой вроде кондиционера или магнитолы, установленных за редким исключением в каждом серийном автомобиле, он пока так и не стал.

Существующие автомобильные HUD-системы чаще всего ограничивают объем информации, доступной водителю, показаниями спидометра, реже тахометра, аварийными индикаторами и подсказками навигационной системы. Но в целом за данной технологией будущее, в продаже сейчас есть широкий ассортимент универсальных устройств под стандарт и диагностический разъем OBD II.

hXPX3IjW 1Y5p0eNov FT8sW19g 960

Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности, а с ними — зоны покрытия скоростным интернетом, интернет вещей и софт автоматического управления (беспилотные автомобили). Полагаю, в скором будущем интерфейс автомобиля будет совсем другим. HUD и дополненная реальность просто созданы друг для друга.

Кроме выбора и расчета места расположения приборной панели конструктор решает еще одну базовую задачу: какую информацию она должна содержать? Неслучайно предыдущая запись завершается фразой о плавной смене аналоговых приборов ЖК-экранами: благодаря им у конструктора появилась возможность разместить больше информации на ограниченном пространстве информационного поля. Привычный многим водителям экран бортового компьютера предоставляет возможность выбора среди нескольких страниц с самой разнообразной информацией, а приборная панель на основе ЖК-дисплея реализует еще более гибкий механизм представления информации в зависимости от условий движения или предпочтений водителя.

s8Fk41deBOSZuuUU6bzibaJ7wk4 960

А сейчас немного о базовых принципах проектирования панелей приборов. Каждое обращение водителя к панели приборов происходит за 0,5-0,8 секунд. Чем быстрее скорость движения и/или сложнее дорожная обстановка, тем острее у водителя дефицит времени, в течение которого ему нужно выбрать из совокупности предоставленной информации нужную, осмыслить ее, принять решение и выполнить то или иное воздействие на органы управления, если это необходимо.

Время выполнения первой части задачи зависит от:
— общего количества объектов информационного поля,
— их плотности и характера фона, то есть яркости/контрастности/цвета, о чем мы и говорим в серии постов про цвет,
— структуры и разнообразия элементов информационного поля,
— маршрута движения глаз.

Соответственно основная и самая общая рекомендация по проектированию приборной панели, которая встречается в литературе по эргономике — количество приборов должно быть минимальным, но достаточным.

Расположенные на панели приборы должны четко выделяться, структура информационного поля быть упорядоченной, а фон не отвлекать на себя внимание водителя. На то он и фон — вспомогательный элемент панели, а не ведущий. Сравните, например, информативность следующих панелей:

1H29uKcsHo3xn4ZFwCd6ugnRQag 960

ctLvqV82QBawc t78I0Zp1A 2EI 960

Про контрастность я уже писал в прошлой записи. Белое на сером, равно как и серое на желтом — не самые удачные решения. На приборке Porsche еще и информативность контрольных ламп принесена в жертву стилю: все лампы одинакового размера и расположены в один ряд, контрастность пиктограммы низкая. Может, поэтому они дублируются на экране под тахометром? 🙂

Читайте также:  Первая помощь при авто

Или вот, еще один образец дизайна ради дизайна:

liY OwKF88q1b7mrFENn2oJACFU 960

А вот такая приборная панель достаточно контрастна днем и почти лишена визуального мусора.

ZkfIB5KTy8kApjVt8vgUu8rrcvI 960

Но светлый фон неудобен тем, что на нем сложно разглядеть контрольные лампы.

soxG6LD9XJ1uRWHpu3cCz tehzo 960

Поэтому разумнее блок контрольных ламп размещать отдельно на черном фоне, что и делают многие производители.

glTFpiVVdNi5XDllaYBsr5Ivho4 960

Информация на панели приборов может быть двух видов:
— количественной (оцениваемой в числах, но в аналоговой или цифровой форме в зависимости от конкретного конструктивного решения: скорость движения, обороты двигателя),
— качественной (показывающей состояние объекта: включено-выключено, мало-много; ее обычно реализуют через контрольные лампы и световые индикаторы).

Получение водителем точной количественной информации с аналогового, стрелочного прибора, состоит из нескольких этапов: сопоставление положения стрелки и основного деления шкалы, учет соответствия деления числу и интерполяция значения до более-менее точного по дополнительным делениям (например, скорость: 73 км/ч или 75 км/ч?) Аналоговый прибор может дополнительно усложнить эту задачу: если стрелка расположена достаточно высоко над плоскостью шкалы, то при углах обзора, отличающихся от перпендикуляра, возникает явление параллакса. Но в целом современные автомобили такой проблемой практически не грешат.

RviDwbL 2a1l6 YpWHq8J U8SfQ 960

Представление информации в виде числа удобнее, так как требует меньше времени для восприятия и исключает ошибки: 73 км/ч это именно 73 км/ч, а не 71 или 75. Погрешность измерения в данном случае не имеет значения: речь идет именно о числе, которое считывает водитель со шкалы или индикатора прибора.
Вместе с тем в отличие от числа положение стрелки (особенно если она выполнена контрастным к фону и разметке шкалы цветом) достаточно уверенно можно распознать периферическим зрением не отвлекаясь от дороги, поэтому спидометры обычно делают стрелочными. Чем лучше цветовой контраст и крупнее стрелка — тем надежнее водитель считывает показания даже за пределами оптимальной зоны видимости.

b0MB0IqzhUXE7uFpfhV 4zlWozU 960

По этой же причине и тахометр чаще всего именно стрелочный: положение стрелки намного информативнее, чем стремительно меняющиеся при разгоне или торможении цифры.
А вот одометр цифровой: значения меняются медленно, но высокая точность оценки пробега при этом желательна. Исходя из его значения водитель принимает, например, решение о техническом обслуживании или измеряет фактическое расстояние между начальной и конечной точкой поездки. Одометры на почтовых дилижансах, например, были стрелочными, поэтому в точности они уступали цифровым. Но об этом я подробнее расскажу в следующий раз.

Бывают и комбинированные варианты представления информации: например, отображенная на шкале уровня топлива количественная информация дублируется качественной — световым индикатором оранжевого, реже красного цвета — при низком уровне топлива.

Современный ЖК-дисплей предоставляет гораздо более широкие возможности отображения информации: например, скорость отображается и стрелочным прибором, и цифрами одновременно, а масштаб и взаимное положение элементов можно менять, либо выводить разный набор элементов в зависимости от того, например, движется автомобиль или стоит.
Это прекрасный современный тренд, главное чтобы UI/UX-инженеры как можно быстрее наигрались в дизайн и перестали видеть в минималистичном, но зато информативном дисплее что-то предосудительное. Да, я не спорю, автомобиль мало спроектировать и произвести — его еще надо продать. Привлекательная панель приборов — не менее важный элемент дизайна, чем экстерьер или салон автомобиля. Но во всем должна быть мера: информативность приборов прямо влияет на безопасность, об этом забывать нельзя. Иногда панель приборов настолько перегружена визуальным мусором, что считывание значений становится не самой тривиальной задачей для мозга. Мы еще вернемся к этой теме в следующих записях.

RAsH9sk5DTYAsdUnZs5AVcTmD4w 960

Средства отображения информации на панели приборов всегда классифицированы по иерархическим признакам: обязательность или необязательность применения и скорость изменения параметров.
Обязательным прибором в автомобиле является спидометр, пользуется им водитель постоянно, поэтому размещают его обычно в композиционном центре приборной панели или максимально близко к нему. Самая распространенная практика: тахометр и спидометр расположены слева и справа относительно оси симметрии, а разделяет их набор индикаторов, контрольных ламп или экран бортового компьютера. Бывают и исключения: на некоторых простых и недорогих автомобилях тахометр отсутствует вовсе, а спидометр расположен именно в композиционном центре. Либо другой вариант: в центре находится крупный тахометр, а спидометр меньше размерами. Либо и вовсе скорость отображается цифрой. Так иногда панель приборов оформляют на суперкарах.

Дальше: оцифровка шкал обычно выполняется единичными или десятичными модулями. В результате экспериментов было выявлено, что именно десятичный модуль более всего удобен для чтения и потому дает наименьший процент ошибок считывания. Но если измеряемая величина, например, обороты двигателя, выражается большими числами, то проще и нагляднее использовать единичный модуль, что обычно и бывает на практике. Производитель просто указывает в нижней части шкалы множитель х1000, и водитель легко оценивает показания тахометра в тысячах оборотов в минуту. Тем не менее встречаются и десятичные тахометры с множителем х100.
В литературных источниках по эргономике встречается рекомендация применять единую систему делений и цифр для приборов одного размера, установленных рядом, однако современные производители далеко не всегда ей следуют.

Одно из удобных и правильных решений — выделение на шкале спидометра ярким цветом отдельных делений или диапазона, соответствующих принятым ограничениям скорости. А ЖК-панели предоставляют возможность не просто раскрасить отдельное деление как на аналоговой шкале, а менять значения динамически в зависимости от принятых в конкретном регионе/стране ограничений на основании данных навигационной системы. Часто, например, эту информацию изображают и в виде знака ограничения скорости, как на предыдущем фото.

mDgYgoBZeSJ4CIVGh1V0lSzQJIY 960

А вот диапазон предельных или опасных значений практически всегда обозначают ярким, чаще всего красным цветом (например, диапазон предельных оборотов двигателя) и выделяют тем или иным графическим решением. Если шкала уже красная — остается только акцентировать опасные обороты графикой, информативность при этом немного страдает.

7Ttmz8jbX3syT 2M8awCRMbxIiA 960

Часто при самостоятельной замене ламп или светодиодов подсветки о мнемонике забывают или ленятся стереть лак-светофильтр. Я не понимал и никогда не пойму людей, которые усложняют себе задачу восприятия информации путем нарушения цветовой мнемоники приборной панели… Впрочем, этим грешат иногда и сами производители.

fWOuIh3ODcwbwvIpotgWX15amE0 960

Цветовые решения мы уже разбирали в прошлых записях, но я напомню:
1. кроме базового белого для шкал отличным решением будут оттенки оранжевого. И это заметный тренд. Так продолжает делать, например, BMW.
2. зеленый в настоящее время считается устаревшим и скучным, поэтому используется все реже, хотя с точки зрения психологии и физиологии у него тоже есть определенные плюсы.
3. желтый относится к сигнальным цветам, его стараются избегать.
4. красный комфортен для ночного зрения, но усложняет фокусировку.
5. синий ослепляет ночью и усложняет фокусировку на делениях/цифрах.
6. фиолетовый — экзотика, обычно с ним экспериментируют в частном порядке сами владельцы.

IpvgB3vz5FNgY6ZrY8IteIwIjOk 960

И как справедливо заметили в комментариях к предыдущей записи, чистый монохроматический цвет светодиодов утомляет глаза, поэтому оптимальным будет излучение широкого спектра. Современные производители так и поступают обычно, подсвечивая шкалы приборки теми или иными оттенками белого.

Стрелки обычно красные/оранжевые, но встречаются также синие, зеленые и белые. С точки зрения цветового контраста и психо-физических особенностей зрения оптимальным будет красный/оранжевый: так можно считывать показания периферийным зрением. Но значительным ухудшением восприятия информации использование другого цвета не грозит, чем и пользуются производители. Разве что белое на белом, то есть белые шкалы с белыми стрелками — довольно странное решение.

В свою очередь и сам оттенок белого может влиять на концентрацию водителя: мы уже выяснили, что много синего использовать вредно, а вот в разумных количествах он бодрит и в длительной ночной поездке это будет вовсе не лишним. В чем, например, убедились на практике журналисты.
Поэтому некоторые современные панели приборов меняют оттенок в зависимости от освещенности и это совершенно правильная тенденция.

Главное чтобы синего было в меру…

aWdAEeBC52pY6b48SyBgjYO9OPY 960

Еще одно отличное решение, которое, например, используют уделяющие огромное значение безопасности шведы, это night panel. Я считаю, что такая функция также должна быть доступна на любом без исключения современном ЖК-дисплее, ведь он такие возможности предоставляет по определению: управление изображением и его яркостью осуществляется программно, то есть реализуется проще, чем отключение/приглушение отдельных ламп или светодиодов подсветки. Включается и отключается night panel одним нажатием кнопки, а считывание информации упрощает значительно.

На этом серию из трех постов про цвета в салоне автомобиля я завершаю, однако впереди еще много интересного.
Несмотря на то, что я постарался максимально подробно и понятно раскрыть тему, надеюсь, у вас осталось легкое послевкусие недосказанности. Не переключайтесь 🙂

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Полезные авто советы
Adblock
detector