LO LoveOpium
Самое популярное
Сокрушительный провал
Балийские зарисовки
Лучшие фотографии дикой природы 2021
Как Нью-Йорк боролся с бомбилами в аэропортах
Последние комментарии
Зимник — дорога жизни и смерти
На огромной территории России большая часть земли находится в условиях Арктики, где нет практически никакой инфраструктуры, и между населёнными пунктами, сёлами и деревнями нет никаких дорог, только направления.
Летом населённые пункты окружают дремучие леса и топкие болота, делая путешествие в цивилизацию не просто путешествием, а целой экспедицией, которая северянами воспринимается как норма. Казалось бы, что зимой условия ещё хуже, морозы достигают 50-60 градусов, но тем не менее путешествовать и перевозить грузы по зимним дорогам намного проще, главное — подготовиться к сильным морозам.
Проще? Я бы так не сказал. Путешествуя по зимникам севера Якутии, я часто слышал от самих якутских дальнобойщиков сравнение зимника с дорогой жизни и смерти.
1. Если бы не зимники, то во многие населённые пункты стало бы невозможно забрасывать топливо, еду и прочие необходимые предметы быта. С другой стороны, работа дальнобойщиком на зимнике — это непрекращающийся экстрим, и во время нашего автопутешествия к морю Лаптевых мы не один раз встречали тех, кто попал в беду на дороге. Мне даже думать не хочется о том, как люди по несколько месяцев живут на зимнике, вызволяя из ледового плена свои автомобили, и через что они при этом проходят.
Якутские зимники
2. Немного про дороги, по которым мы ездили. Зимник бывает разным: дорогу прокладывают по болотам, тундре, редколесью и даже по рекам. Зимник, проходящий по замёрзшим рекам, на мой взгляд, самый красивый и самый опасный, но и самый удобный — ехать по льду можно с приличной скоростью, но зато на застывшей реке встречаются пустоты, наледи и провалы.
Часть зимника проходила по рекам с очень живописными берегами. Летом тут и вовсе сказочная красота, а мы, подгоняемые временем и опасаясь не попасть в пургу, проскочили эти края на полном ходу.
3. По разбитым таёжным зимникам особенно не погоняешь — кочка на кочке и сверху ещё пара кочек. Бывали дни, когда в день мы проходили всего по 200 с небольшим километров. От бесконечной тряски начинали болеть даже мышцы! Про спину молчу, на остановках приходилось разминаться — мы отжимались, приседали, делали планку и просто ходили, что бы хоть как то размять мышцы. У коллеги начал сбоить ноутбук с обычным жёстким диском (непонятно, от морозов или от тряски). Вещи летали по салону. Отдельно переживал за харддиски, но вроде бы обошлось без последствий — работают.
4. Зимник — это не просто направление в снегах и по рекам, это настоящая дорога с указателями и дорожными знаками!
5. Море Лаптевых. Безжизненная пустыня, по которой местами можно было разгоняться до 100 км в час! Но, к сожалению, ровных участков без снега было мало. Ожидал увидеть множество торосов, как на белом море в Карелии, но в этом районе море Лаптевых было словно ровный стол. Проехали несколько трещин и больше никаких препятствий на пути не было.
6. Если тут запуржит — это очень плохо. В считанные минуты дорогу, вернее направление, по которому едут машины, занесёт, и таким машинам как наши, будет невероятно сложно пробиться хоть куда-нибудь. Этот участок по морю считается самым опасным именно из-за пурги, самым непредсказуемым. На обратном пути из Тикси мы поняли насколько нам повезло. Ночью, пока наша команда отдыхала в гостинице, дул очень лёгкий ветерок, но и его хватило что бы на дороге появились перемёты — частые сугробы. Если бы не отправленная вперёд шишига (Газ-66), пробившая в некоторых местах нам дорогу, пришлось бы покопать.
7. Здесь я увидел то, ради чего сюда хочется вернуться и уже в нормальном формате сделать путешествие, а не так как у нас, галопом по якутским просторам ))) Впрочем, я не жалуюсь, автопробеги — это всегда быстро и наскоком. Для нормальной работы и сбора фото- и видео-материала, начинать и заканчивать путешествие надо было не в Иркутске.
8. Если пришло время отдохнуть, водитель ищет «карман», ставит туда машину и спит. Все путешественники и дальнобойщики поступают по этому же принципу.
11. Мчали мы по сверкающей пустыне и вот те на, табличка — море Лаптевых!
12. Про опасности на зимниках мы слышали по несколько раз в день, нам вообще рекомендовали не соваться в Арктику и предрекали, что машины наши не пройдут. Я могу отчасти согласиться с этими утверждениями — если бы случилась пурга, у нас были бы проблемы (временного характера). Откопать машину после пурги и куда-то доехать по целине — это своего рода подвиг. Но зимники в Якутии держат в образцовом состоянии — мы в этом убедились. И я думаю, что после пурги снегоуборочная техника быстро расчищает дорогу, по-другому тут и нельзя — зимники это единственная возможность доставить груз до дальних сёл на севере. И ещё очень опасно путешествовать в конце зимы — с потеплением на реках начинает появляться вода, и на обратном пути мы проезжали несколько таких мест.
В ледяном плену
13. Мы много слышали про застрявшие машины, нас очень часто предостерегали от необдуманных решений, зимник не прощает ошибок. Но довольно долго мы ехали по зимнику без происшествий и не встречали пострадавших. И где-то уже в Арктике нам встретился первый утопленник, хотя так и не скажешь что утопленник. Провалился этот камаз неглубоко, но тем не менее, встрял надолго. Чтобы его вытащить, надо не одну неделю, и если сам водитель не в состоянии это сделать, приглашают специальных ребят которые это делают быстро, качественно и за весьма немаленькие деньги.
14. Как так получается, что машины проваливаются? Случается по-разному. Бывает так, что под снегом не видно воды, и водитель со всего маху попадает в ловушку. Удивительно, но факт: под свежим снегом вода долгое время не замерзает, у нас один оператор случайно наступил на такой снег и намочил свои валенки. Бывает так, что Камаз сильно нагружен, больше меры и лёд не выдерживает. Бывают наледи — это когда вода выходит на лёд, начинает замерзать и потом по ней можно ехать, но лёд не толстый, и машины проваливаются.
Иногда случаются такие аварии, что можно пробить лёд до воды, и тогда вся работа идёт коту под хвост — вся ячейка наполняется водой. Если не делать перегородки, вода затопит всю машину целиком, и вся работа начинается сначала…
16. Каждый случай индивидуален, но, как правило, если машина провалилась и встала, вытащить её получается не меньше чем за месяц. Иногда люди живут здесь по несколько месяцев, мы встречали и таких….
17. На первый взгляд, такую машину уже не восстановить, но это на первый взгляд. Умельцы переберут машину — и она снова начнёт перевозить полезные грузы, хотя трудно сказать, как машина будет работать после таких испытаний.
18. Вот ещё один утопленник. Ему повезло меньше, по крайней мере, завяз он во льдах гораздо сильнее.
19. Тут хорошо видны ячейки и перегородки между ними.
20. Глядя на эту машину, я вспомнил фильмы про катастрофы и обледенения Земли.
21. Эти ребята уже не один месяц живут у машины. Она принадлежит ему, и это единственный кормилец семьи, тут всё понятно. Надо успеть вытащить до наступления весны. Если это не сделать, весенний лёд во время ледохода запросто перемелет КамАЗ, и на нём можно ставить крест.
22. Этот КамАЗ находится в ледяном плену с января. Да, кажется так. Судя по глубине льда, становится понятно, как долго его вымораживали. Водитель КамаЗА, рассказывая про свою беду, открывал нам дверь кабины — там пол во льду, так глубоко провалилась машина.
23. Дальнобойщики в общем то спокойно рассказывают свои истории. Может быть от того, что времени прошло достаточно, может быть они в принципе такие. Вообще, я много повидал в этом путешествии дальнобойщиков, они в принципе ребята спокойные, не то что некоторые джиперы.
24. А вот и наша первая наледь. Нам повезло, мы уже знали про неё и знали, что перед нами по ней прошла примерно наших габаритов машина. Но всё равно, первой пошла подготовленная «восьмидесятка», ну а на подстраховке, если даже с ней что-то случится, на подходе шишига. Мы ходили по краям наледи, дальше отвалов, весь пушистый снег скрывал под собой воду. Там ехать было опасно из-за непредсказуемости льда под снегом. Вообще, подобные препятствия на зимниках в одиночку мало кто проходит. Обычно собирается небольшая колонна и уже вместе едут. Если кто-то встанет, его постараются быстро вытащить.
26. Там, где смогла 80-ка, наши неподготовленные машины тоже могли пройти, но потребовалось почистить дорогу от огромных кусков льда.
27. От открытой воды и сильного мороза над наледью стоит туман. Весьма живописно и даже сказочно красиво, но вспоминая вмёрзшие в лёд КамАЗы, долго тут тусить и снимать не возникает никакого желания.
28. На обратном пути, нам пришлось преодолеть ещё несколько наледей. Судя по всему, скоро зимники закроют до следующего сезона. В этом году в Якутии, говорят, было не так холодно, как обычно и нам очень повезло — мы просто чудом успели проскользнуть и не встретиться с серьёзными проблемами.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Зимой несколько попроще, так как существует так называемый «зимник». Сейчас я вам расскажу что это, покажу как мы по нему ехали и какие опасности таит в себе такая зимняя дорога.
Для начала по традиции предлагаю видеозарисовки по теме:
Продолжаем в формате фоторепортажа.
Фото 2.
Вообще зимник — это автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр. В нашем случае он проходил по болоту.
Т.к. в связи с изменением погоды (о этом чуть позже) дорогу периодически закрывают, то на въезде есть пост МЧС. Вот так он выглядит:
Фото 3.
Зимник Нарьян-Мар – Усинск (в народе «дорога жизни») — единственная дорога, которая связывает территорию Ненецкого автономного округа с железной дорогой и автомагистралями России. Протяженность зимника в этом году составляет 70,9 км
По зимнику в Нарьян-Мар везут продукты питания, одежду, лекарства, стройматериалы. В случае его отсутствия авиация является единственным средством сообщения с «материком» в долгую полярную зиму.
Очередной год тут пытаются насыпать и достроить круглогодичную дорогу, но все как то движется очень медленно. То ли большие технические сложности, то ли ради небольшого количества людей не хотят тратить большие бюджеты. Я так и не понял если честно.
В течении всей зимы периодически зимник заливают очередным слоем воды, которая превращается в лед и утапливает предыдущий слой в вечную мерзлоту.
Погода выдалась нормальная и мы решили не тратить время и побыстрее проскочить этот сложный участок дороги.
Фото 4.
Напомню вам, в этом году я впервые стал участником автопробега и начал его с неизвестного ранее для меня городка Нарьян-Мар. Все это путешествие организовали питерские блогеры в рамках проекта «Открывая Серебряное ожерелье». Туристические маршруты по городам Северо-Западного региона будут реализовываться в рамках проекта еще весь год и вы не раз встретите отчеты об этом на просторах рунета.
Фото 5.
Фото 8.
Вообще у нас в стране много подобных зимников. Часть из них ведомственные, и имеют ограничение на передвижение частного транспорта. Поскольку строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми) то хозяева имеют полное право ограничивать движение на них. Но частная техника все же ездит по этим дорогам, правда далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья.
Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути.
Фото 6.
Фото 7.
Периодически встречается занесенная снегом и временно оставленная техника.
Фото 9.
Длинна зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников.
Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду.
Фото 10.
На середине пути небо стало застилать облаками и даже началась небольшая поземка. Мы уже подумали, что вот вот может начаться метель и надо гнать что есть мочи. Но вроде бы все обошлось и распогодилось. На видеоролике в начале поста можно посмотреть чем чревата метель на такой трассе.
Но на следующее утро зимник все таки зарыли и он оставался закрытым несколько дней. Все те, кто проехал в Нарьян-Мар вынуждены ждать открытия дороги. Точно так же и грузы и весь трафик в город и близлежащие населенные пункты просто встал. И это даже зимой такое бывает не редко. Отрезает от «большой земли» и живешь как на острове с авиационным и морским сообщением.
Фото 11.
Гало появляется на небе при сочетании нескольких факторов. Чаще всего оно наблюдается в морозную погоду в условиях повышенной влажности. В воздухе при этом находится большое количество ледяных кристаллов. Проходя сквозь них, солнечный свет преломляется особым образом, образуя дугу вокруг Солнца.
Солнечное гало различается по своему расположению на небе относительно Солнца. Чаще всего можно наблюдать гало, расположенные близко к светилу – так называемые 22-градусные гало. Реже встречаются гало, расположенные под углом 46 градусов и более по отношению к Солнцу, а самыми редкими являются его разновидности, занимающие все небо.
Фото 12.
Как вы уже заметили мы передвигаемся на Subaru Forester и Subaru Outback. Машины показали себя отлично и за все 5000 километров пути не произошло ни единой поломки.
Лично мне больше по душе Forester из-за высокой посадки водителя, хотя клиренс у них одинаковый. Хотя как мне показалось, атмосферный двухлитровый двигатель, 150 л/с. на этой машине все же слабоват. Но это все на любителя.
Фото 13.
А вокруг нас пролетает тундра. Интересно было бы посмотреть как тут летом.
Фото 14.
Есть небольшой период цветения в тундре, говорят вокруг все красно-желтое?
Фото 15.
А вот еще один «попаданец». Доподлинно не известно что тут случилось, но вероятно что то отказало в технике, водителя забрала попутка, а машину вывозить на эвакуаторе дороговато. Хотя к лету скорее всего ее вообще уже не вытащишь.
Фото 16.
На видео в начале поста можно посмотреть что там внутри автомобиля.
Фото 17.
Вот что я еще узнал в этой поездке. На зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.
До Нарьян-Мара 100 км.
Фото 18.
Вот еще один брошенец. На самом деле выходить и тем более выезжать за дорожное полотно крайне не рекомендуется. Всякое может случиться.
Фото 19.
Очень меня удивил такой факт, что движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.
Ночью конечно не ездил, но в нормальную погоду зимой вроде ничего так. А как представишь себе все это во тьме, так как то и не по себе даже.
Фото 20.
Вот базы строительной техники. Она который год пытается создать тут круглогодичную дорогу.
Фото 21.
Мчим дальше по белой пустыне!
Фото 22.
Вот такие попадаются сюрреалистичные картины.
Фото 23.
Фото 24.
Лед, сплошной лед. И вон вешки, видите?
Фото 25.
И мы в своих оранжевых «миньонских» курточках.
Фото 27.
Фото 29.
Тундра постепенно исчезает и появляются мелкие елочки.
Фото 28.
Вот первая заправка на пути.
Фото 30.
Кому интересно вот тут такие цены на бензин
Фото 31.
Надо «покормить» наших «ласточек».
Фото 32.
Кстати, весь маршрут мы пользуемся мобильным интернетом от «Мегафон», который является цифровым спонсором проекта «Открывая Серебряное ожерелье». Собственно если места не совсем «дикие», там где связи нет никакой в принципе, Мегафон раздавал нам интернет исправно и надежно.
Между прочим для наших просторов это очень ценно. Перегоны между городами у нас были по 600-700 километров, а работать нужно было и в дороге. Переживал, что такой возможности не будет, но все прошло хорошо.
Фото 33.
У Мегафона самая протяженная сеть в России среди мобильных операторов и наибольшее покрытие на федеральных трассах (по последним данным Роскомнадзора). При этом сигнал МегаФона легко поймать и на региональных дорогах, и даже в удаленных деревушках. В целом доступ к услугам оператора есть без малого у 100% населения страны, и более половины имеют доступ к 4G.
Неоднократно читал информацию, что у МегаФона самый быстрый в России мобильный интернет. По результатам поездки сделал для себя пометку, что скорости хорошие, работать можно и для путешествий по стране использовать Мегафон выгодно!
Фото 34.
Дальше по плану у нас была ночевка в Печоре. С утра мы пересекли еще один небольшой «зимник» по реке Печора из города на трассу.
Фото 35.
Фото 36.
Вот в дали виднеется Печора, а это двустороннее движение по реке.
Фото 37.
Держим направление в сторону Сыктывкара.
Фото 38.
А тут в основном гоняют вот на такой технике.
Фото 39.
Я уже не раз пересекал полярный круг на самолете, а тут получилось пересечь его по земле.
Фото 40.
Вот и очередной день нашей экспедиции «Открывая Серебряное ожерелье» закончен. Впереди еще Сыктывкар, деревенька Ыб, рисование нефтью и праздник Гажа Валяй.
Фото 41.
Лада Гранта › Бортжурнал › Гранта на 110 зимнике или Кругобайкалка. Часть третья: Стодесятый
Итак, самая долгожданная часть нашего путешествия.
Для тех, кто не в теме:
«110 зимник» это участок дороги от деревни Улюнхан до Нового Уояна (отсчёт километров именно от деревни Улюнхан). Дорога здесь построена и использовалась для снабжения стройки БАМа в 70х годах прошлого века, позже была заброшена. Сейчас в нормальном состоянии поддерживаются только участки Улюнхан – Умхей (нижний брод через Баргузин), и Новый Уоян – Кумора. На остальной части не делается почти ничего, не осталось почти ни одного действующего моста, зачастую даже не угадать, где и как же проходила дорога 40 лет назад, хотя по большей части есть насыпь и фермы от мостов, почти всегда где-то в стороне.
На данный момент состояние участка Кумора – Умхей неудовлетворительное, ходят в основном Уралы, летом сложности испытывают даже подготовленные внедорожники, особенно после осадков, зимой — чуть лучше, но всё равно есть крайне плохие участки и коварные засады.
«110 зимник» является «легендарным» среди джиперов, в том числе за рубежом. Судя по символике, оставленной на трассе, сюда много приезжают даже из далёких регионов и стран.
Общая протяжённость дороги 235 километров, из них участок off-road 150 километров.
Название «110 зимник» произошло от сохранившегося столбика посередине. Километраж до столбика, км: от Улюнхана 110, от курорта Умхей 85, от Куморы 68, от Нового Уояна 130. Координаты столбика 55.449467 111.152222.
4 день. 10 марта. Новый Уоян – Кумора – «110 зимник» — Умхей
Подъём в 4, выезд в 5… Новый Уоян покидаем около 5.30.
Участок бездорожья «110 зимника» начинается от поворота на Кумору (до неё 3 км). По факту – перекрёсток, но на подъезде со стороны Нового Уояна вообще обозначен знаком просто как крутой поворот в сторону Куморы.
Собираемся на этом перекрёстке в 6.30. Построение по формуле «джип – не-джип – джип – не-джип» и в путь. Дальше почти везде одна колея и перестроится будет сложно.
Не зная, как скоро начнутся трудности, решаю цепи пока не надевать. И вот чем для меня оборачивается первый же подъём без цепей, буквально через пару километров:
На следующем таком месте, уже метров через 500, я теперь без раздумий надеваю цепи, и подобных проблем больше не испытываю.
Это не сильно крутые, но размытые и с буераками, подъёмы к реке Срамная.
Пока ещё присутствующим с нами городским паркетникам тоже непросто:
И почти сразу, когда подъезжаем к Срамной, начинаются камни. Снега не так много, чтобы их полностью скрыть, так что становится труднее. И если для внедорожников это не проблема, то все, кто пониже, начинают веселиться. Я тоже успел позвенеть защитой, но не критично.
До этой полянки доехали следующим составом: я на Lada Granta, Isuzu Mu, TLC Prado 70, УАЗ Патриот, Land Rover Discovery 2, Honda CR-V, Nissan X-Trail, Nissan Qashqai.
Водители последних двух экипажей решают не мучать дорогие машины и разворачиваться здесь — ехать обратно по «официальным» дорогам. Вопрос про меня поднимался конечно, но решено – при большом моём желании и понимании рисков, а также учитывая отсутствие возражений у остальной команды – что я продолжу участие 🙂
Кстати, в Новом Уояне к нам присоединился экипаж Honda CR-V, приехавший специально на участок 110 зимника. Эта машина не испытала особых проблем в этот день, в отличие от более городских X-Trail и Qashqai.
Большинство пассажиров развернувшихся машин распределяются по оставшимся джипам. Я тоже на этот участок лишаюсь двух пассажиров, и почти всех вещей – так мне будет гораздо проще. Со мной остаётся только Дмитрий в качестве штурмана.
Собрание и его итоги от Михаила из Прадо:
Сразу за этой полянкой пересечение реки Срамная, не вызвавшее никаких осложнений, как могли предположить на собрании:
Как я уже писал в начале, на таких участках, если нет 4wd, главное – это скорость.
Чуть дальше, при объезде одного из валунов, перед прошёл нормально, а зад кинуло в сторону в снег. Через минуту при помощи коллег выбираюсь обратно.
В целом дважды пересекаем Срамную. Уже через пару километров, ближе к перевалу, дорога становится значительно лучше – просто колея в снегу. Однако, здесь наледь прямо на уровне дороги, или даже чуть выше – это на грани, ещё немного и может пойти по дороге, создав лишние сложности.
На перевале открываются первые прелести этой дороги:
После перевала идёт спуск к реке Светлая.
Изредка встречаются знаки. Чаще они просто забавляют, но и напоминают, что когда-то же кем-то это было построено, и каких трудов стоила эта стройка.
Сразу за знаками крутой спуск с камнями:
Светлая – очень живописная река. Очень мне там понравилось. Вот достаточно известный прижим на ней:
Вроде бы раньше на этом прижиме, и не только, были большие камни и даже валуны – но теперь их нет, кто-то почистил дорогу.
Чуть дальше одна за одной начинаются наледи, почти на каждой маленькой речке или ручье.
Река Огеми (55.606709, 111.067671):
А когда-то был приличный мост:
Многие фермы мостов частично попилены металлистами. Но только частично – то ли побоялись, что он их там и похоронит, то ли оно того вообще не стоило.
Почти сразу, через одну лёгкую речку, неизвестный ручей между реками Амнундакан и Ульгакит (55.572162, 111.065491). Разливается широкой наледью. И видимо именно про эту реку говорят, что проблема здесь возникает в том, что наледь имеет поперечный уклон.
Вид со стороны Умхея. Здесь: слева обходит холм основная дорога, а справа виднеется объезд прямо через холм. Судя по всему, со стороны Умхея ехать проще – надо будет пересечь реку поперёк, затем по краешку наледи вниз спуститься и всё. А вот как мы ехали со стороны Уояна – надо по наледи преодолевать уклон и продольный, и поперечный, хоть и небольшой. А там даже пешком тяжело ходить – многие падали. Так что надёжнее — в объезд через верх, но у нас там ехал только Дискавери.
Вид с другой стороны (как ехать с Уояна). Здесь видно дорогу намного ниже, скорее всего летний вариант, сейчас даже не рассматривается:
По наледи – на полном приводе более-менее терпимо, хоть и немного ставит боком. Но когда только одна-две машины — так рисковать не стоит! Мне на цепях сначала, казалось, чуть проще, а потом зад всё равно снесло, но после остановки смог стартануть вверх нормально. Если иметь 4wd + цепи то вообще проблем не будет думаю.
Не последнюю роль играет и небольшой снежок, выпавший этой ночью и припорошивший лёд.
Итак, первопроходец Михаил на Прадо, с разных ракурсов для полноты картины:
А дальше случилось то, чем как раз и коварны такие места. Не повезло Патриоту. Но Патриот к такому готов – пара минут, лебёдка и как будто специально стоящее здесь дерево, решают проблему (осторожно, мат):
И если в таком случае не иметь лебёдки или других машин в помощь – можно здесь и остаться очень надолго.
Последним, выйдя с верхней объездной дороги, грациозно прошёл Дискавери.
Остальные прошли без проблем.
Следующая наледь, ровная, и со свежей водой, но риска провалиться нет:
Постепенно уходим от реки Светлая на реку Намама, а затем будет р. Сининда – именно между ними находится столбик «110».
Ещё одно место для фотографирования — указатели:
Находятся на выезде со стороны урочищ Октокит и Чипчикон. Видимо для совсем конкретных маугли, которые могут перепутать. Как следует из указателя, отсюда до столбика всего 7 километров.
Некоторые даже предполагали, что мы могли проехать столбик незаметив…
Но вот начинается болотинка, пара кочек… И вот оно! То самое «священное для каждого» место, ради которого мы все здесь собрались:
Наша команда с клубной символикой:
Всеобщее ликование, фото каждого со «столбиком» в разных вариациях и всё тому подобное…
И я даже сделал редкое для себя селфи в честь такого события:
Время уже давно обеденное, рассчитывали пообедать здесь, заодно и побурханить как положено, но что-то прохладно, ветрено – решили отложить до места потеплее. И зря, очень зря…
Почти сразу после столбика жёлтая обильная наледь. Пешая разведка показала, что вроде всё нормально, можно прямо по колее.
Первым идёт Исузу Му и садится почти в конце намертво. Спасательная операция и прохождение участка отняли около получаса времени.
Остальные справа объезжают как это сделал Прадо. Я немного ушёл в снег на выезде, но сам выбрался с раскачки за пару минут. Вот как это делает Патриот:
Чуть подальше ферма от моста лежит, казалось бы, прямо в поле. Насыпь просто смыло:
Ещё один отживший своё мост:
Следы на дороге сворачивают с основной трассы и идут куда-то правее. Как оказалось, какая-то новая зимуха, расположена посередине дороги, вероятно для отдыха тех, кто ходит здесь за два дня:
И даже здесь нормально не получилось забурханить… У этого будут последствия.
В навигаторе Maps.ME есть удобная функция – в пешем режиме показывает перепады высот. Так что я ещё давно приметил, что сейчас будет очень весёлый подъём, на графике высот такая «пика» конкретная.
Итак, уходим от реки Сининда и уже приближаемся к Баргузину, но, чтобы к нему подъехать нужно перевалить перевал, и сразу за ним будет так называемый «верхний брод Баргузина».
Начинается сначала небольшой подъём, но буераки… При их проезде не вписываюсь в поворот ухожу, казалось бы, в снег. Потом оказывается – сижу на валуне. Меня стаскивают назад с него, появляется вибрация и звон – защита помята по всем креплениям, но как хорошо, что она есть.
Пытаюсь снова заехать сам – треск и бряк справа. Зацепив другой камень расплелась цепь на правом колесе и слетела с совсем.
Исузу с трудом вытягивает меня на чуть более ровную площадку. Пока ждём остальных надо осмотреть цепь – без неё ехать дальше на неполном приводе не вариант. Но хоть здесь всё хорошо – отцепились только две пряжки от кольцевого троса, без потерь, просто зацепить плоскогубцами обратно, вместе с водителем Isuzu Александром разобрались с этим.
Дальше подъём совсем жёсткий – ещё круче и с крупными буераками, как я и опасался. Один Исузу затащить или даже просто сам тронуться не может. Прадо улетел далеко вперёд и уже наверху, по рации не докричаться. Хорошо, что здесь есть перед этим участком есть широкая площадка для разъезда – скатываемся туда. Пускаем вперёд Патриота, сцепляемся все вместе втроем. Они идут на второй пониженной. И только так удалось вырваться отсюда.
Это было самое тяжелое место для меня, больше таких приключений со мной за всю поездку не было.
Как оказалось, это был перевал «96 км». Здесь первый информационный аншлаг Джергинского заповедника, отсюда он и начинается. Увидел я его, когда наша тройка неслась мимо боясь остановится – верхняя точка находилась ещё выше.
А возле аншлага оказывается была шикарная смотровая точка. Видео от Дискавери оттуда:
Панорама с той же точки:
И только на самом верху остановка, расцепка… Выдохнули. И вот только здесь полноценно задобрили духов как положено… Так что всё, дальше без эксцессов)
Спуск – серпантином, за счёт чего более плавный и ровный. Здесь я может и сам бы поднялся, а вот в лоб без серпантина никак, конечно.
Первая встреча с Баргузином, «верхний брод»:
Потихоньку начинается «цивилизация» — мусорные баки, домики и постройки заповедника.
Баргузин как всегда великолепен на всём своём протяжении:
Вскоре появляется связь (Мегафон).
Ещё один небольшой перевальчик и спуск к реке Ковыли. Которой нас больше всего и пугали. Так что ожидаемо вместо дороги увидели в сумерках это:
Река уже вскрылась, а может быть толком и не замерзала.
Большая часть следов незадолго до этого сворачивала влево с насыпи. Но река там выглядит едва ли лучше. У брода большие забереги – с нашей стороны под метр, на противоположной – около полуметра. Уралы видимо проезжают без проблем…
Первым идёт Прадо, и несколько поспешно прыгает в воду:
Сел задним бампером на заберег. Из машины, естественно, не выйти. Но в данном случае проще – 5 минут работы пешнёй, раскачка и готово:
Закипает работа, пытаемся сгладить хотя бы съезд в воду для начала:
В это время Вадим на Дискавери уезжает искать объезд – и находит его далеко справа. Лёд там ещё сохранился, хоть и не внушает доверия. Но Вадим рискует и проезжает на тот берег:
Лёд, конечно, слегка хрустел, но, к счастью, всех выдержал. Очень повезло, что не пришлось лезть в воду – там точно не прошло бы всё гладко. Меня больше смущали даже не забереги или вода – а большие камни на том съезде, который мы долбили – они явно выше моего дорожного просвета. Всё решаемо, просто суммарно всё времени могло отнять не час и не два.
Осталось совсем немного, но тут уже очень накатано и сомнений в том, что доедем, уже нет. Так что иду последним.
Я хотел остановиться на последнем перевале, в качестве благодарности за относительно простой проезд. Пытался сообщить об этом остальным по рации и предложить сделать тоже самое – но по всей видимости меня не услышали. Останавливаемся только одной машиной напоследок…
Разумеется, нас теряют. Кто-то остаётся ждать неподалёку. Догоняем всю колонну только на кордоне заповедника.
Первая обитаемая цивилизация за весь день:
Здесь есть люди – надо же кому-то собирать дань. 250 рублей с человека, но количество никто не проверял. Предупреждают о том, что на выезде, «нижнем броде через Баргузин», просел лёд и стоит быть осторожнее. Звучит не очень хорошо, но на деле оказалось не так плохо – просел лёд сильно, но ещё проезжаемо. А на следующий день говорят уже пошла вода по этой просадке.
От этого места идёт уже нормальная официальная дорога. До курорта Умхей всего пара километров отсюда. Цепи теперь можно снять, но уже проще сделать это утром на курорте.
Умхей находится на острове на реке Баргузин, есть два небольших брода через протоку, нижний замерзает, верхний – нет, а также пешеходный мостик, у которого летом большинство оставляют машины.
Немного фото курорта из другой моей поездки:
Как мы на китайце в Заполярье по зимникам ездили
Это путешествие случилось в начале 2020 года. Не успел я вернуться из предыдущего путешествия в Якутию, как звонит Саша Еликов и предлагает скатнуться на Ямал на новом китайце, ну что-то типа тест-драйва. Много раз я участвовал в различных тест-драйвах, которые устраивали дилеры в тепличных условиях, ну типа по городу проехаться вместе с представителем, или в пару луж, заранее вымеренных, нырнуть, ну и все на этом. А тут прямо все по-серьезному: новый автомобиль, причем китайского производства, никаких представителей, зимники и Арктика! Естественно, я согласился, тем более, на Ямале до этого еще ни разу не был.
Компания подобралась интересная: я, проехавший 55 стран мира и почти всю Россию на автомобиле, Саша Еликов — лучший арктический путешественник, Саша Потапов — автоспортсмен, раллист и Паша Емелин, который пересек всю страну на вездеходах. Тверь, Москва, Тольятти, меня подобрали в Самаре.
4 мужика, 10 дней путешествия, поэтому вещей набрали много. На удивление, все поместилось.
За сутки добрались до Югорска, где заправили полный бак и взяли пару канистр, без которых по зимникам никак.
Здесь начинается бетонка.
Которая довольно быстро переходит в зимник.
И начинаются первые нетепличные тесты нового Haval F7x.
Пикетов с горячей вкусной едой тут нет, поэтому справляемся своими силами:) Заодно покормили и китайца из этой канистры, которая служила нам импровизированным столиком.
На этой развилке повернули ни туда и ни сюда, а поехали в Саранпауль.
Зимник, мягко говоря, не самого хорошего качества. Помимо всего и движение тут не самое оживленное, поэтому, если бы застряли, то помощи пришлось бы ждать долго, но китаец везде выезжал.
И едем дальше в сторону Игрима.
По пути ледовые переправы.
Отличная солнечная погода.
И бескрайние просторы нашей страны.
Проезжая местные села, никак не мог понять, чем же тут занимаются люди и как живут, когда зимники падают, а единственные варианты добраться сюда либо на вертолете, либо на вездеходе.
Хотели затусить в местном клубе, а он оказался закрыт.
К ночи решили остановиться и сделать фото звездного неба, как заметили, на нем чуть видимые желто-зеленые разводы.
Развернулись, а там. северное сияние! Да еще на фоне Млечного пути.
Уже глубоко ночью пересекли границу ХМАО и ЯНАО.
Погода тут совсем не радовала, поднялся жуткий ветер, и на зимнике появились сильные переметы, которые наш китаец раз за разом атаковал.
И вот мы в Салехарде.
Единственном городе, который располагается прямо на границе полярного круга.
Провели тут пару дней и посмотрели все.
Заехали в гости к местным ненцам.
Попили чай в настоящем чуме и посмотрели, как они живут.
А потом снова в путь.
Через бескрайнюю красоту тундры.
Между Салехардом и Надымом находится одна из интереснейших железных дорог России, именуемая как 501-стройка. Это несбывшийся легендарный проект Сталина Трансполярной магистрали (в официальных документах она именовалась Великим Северным железнодорожным путем), которая должна была связать берега Баренцева моря с побережьем Охотского моря и Чукотки. Как и все крупные стройки того времени, она так же не обошлась без участия ГУЛАГа, но т.к. этот объект находится в достаточно труднодоступном месте и далеко от людей, многое до сих пор там сохранилось, в том числе сама заброшенная дорога с техникой, бараки заключенных и лагерные вышки надсмотрщиков, тем она и интересна.
Дорогу строили с 1947 года и до смерти Сталина по маршруту Чум — Лабытнанги — Салехард — Игарка, а затем проект законсервировали, посчитав стройку слишком затратной. Эта железная дорога должна была соединить промышленный район с европейской частью СССР.
С тех пор участок Чум-Лабытнанги так и остался действующим, Участок от Пура (ныне ст. Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а в начале 80-х в Коротчаево из Тюмени пришла новая магистраль, между Пуром и Тазом так и осталась целина, за Енисеем пути были разобраны и отправлены на лом в Норильск, а участки Салехард-Надым и Ермаково-Долгий и есть ныне собственно «Мёртвая дорога». В 1990-х первые и последние десятки километров близ Салехарда и Надыма вывезли в металлолом, но в самом Салехарде осталось немало построек Трансполярной магистрали.
В Салехарде есть и мемориал печально известной 501-стройке — «Мёртвая дорога» — это мемориал, посвящённый жертвам сталинских репрессий. Он установлен в память тех людей, которые погибли, строя в 1947 году транспортную магистраль.
Локомотив 1940-х годов установлен в 2003 году около Салехарда, где расположена заброшенная железная дорога.
Он стоит в том месте, где и проходила железнодорожная колея. Также можно проследить следы железной дороги от памятника до взлетно-посадочной полосы аэропорта и даже дальше до берега Оби, где летом был паром, а зимой ледовая железнодорожная переправа.
Рельсы паровоза Эм 711-26 резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей.
Далее мы отправились в сторону Надыма, куда шла трансполярная магистраль, а вдоль нее зимник, но зимником это сейчас назвать сложно, дорога становится постепенно круглогодичной и скоро соединит эти два города. Из 300 километров треть (от Салехарда) — асфальт, треть (от Надыма) — отсыпка, и лишь треть посредине остаётся собственно зимником, раскисающим в оттепель, который проходит в непосредственной близости от железной дороги, а частично и по ней самой.
По всей длине этого зимника, перепрыгивая то на правую, то на левую сторону, тянется Мёртвая дорога — заметная насыпь, в снегу которой покоятся рельсы, мосты, водоспуски. Порой её постройки очень капитальны, выдержав более 60 лет без каких-то ремонтов. Конечно, зима — не самое лучшее время для осмотра остовов некогда колоссальной стройки, но и летом сюда добраться совсем не просто.
На этом участке должно было быть 5 станций, 34 разъезда и столько же лагерей, 350 мостов и дренажных арок, которые выглядели вот так.
Пожалуй, самый частый элемент этой магистрали.
Просеки даже спустя столько лет очень хорошо виднеются.
Иногда зимник проходит по самой бывшей железной дороге.
Вдоль всей дороги за деревьями мелькают обветшалые постройки, это либо лагерные бараки, либо путейские домики на разъездах.
И лагерные вышки. Удивительно, что они простояли столько десятков лет.
Но есть в этой колоссальной стройке несколько вопросов, ответов на которые нет до сих пор.
Во-первых, прокладывалась Трансполярная магистраль в авральном порядке без проекта и с грубейшими ошибками (куда и зачем спешили?): насыпи размывались и давали просадки, вечная мерзлота местами вытаивала, заставляя едва ли не каждый сезон проводить капитальный ремонт, а вместо заявленных 40 км/ч поезда, рискуя сойти с рельсов, едва выжимали 15.
Во-вторых, для железной дороги использовались старые материалы и техника: списанные рельсы, дореволюционные паровозы и вагоны тех же лет, свозившиеся со всего Союза. Их до сих пор можно встретить на заброшенных путях.
В-третьих, стройку свернули буквально через пару недель после смерти Сталина в марте 1953 года, потратив к тому моменту уже около 42 млрд. советских рублей. Как заключённых, так и вольнонаёмных рабочих в экстренном порядке вывезли, а это десятки тысяч человек. Сооружения и немалую часть техники так и бросили гнить по лесам и тундрам.
У Надыма выехали на асфальт, а дальше уже проще. (Кстати, в конце 2020 года между Салехардом и Надымом открыли полноценную круглогодичную дорогу).
И попали в сильнейшую метель, из-за которой почти ничего не было видно, а дорогу переметало на глазах. Тоже прорвались.
И Тюмень, где заехали к официалам посмотреть автомобиль. Из потерь: поцарапали оба бампера и надорвали пластмассовую защиту двигателя, ее, конечно, в идеале лучше заменить на металлическую, как и делают все владельцы новых автомобилей независимо от бренда.
А также поставили фаркоп, чтобы прицепить легендарный арктический Запорожец Саши Еликова, на котором он проехал когда-то по зимникам Арктики и до перевала Дятлова. Дотащили его на жесткой сцепке до Екатеринбурга, китаец и тут справился с задачей, груза мы почти не почувствовали и так же смело обгоняли по трассе.
Ну а дальше, проехав вот такой круг, разъехались по домам — в Самару, Тольятти, Москву и Тверь. 10 дней и 10 тысяч километров дороги. Хорошее вышло путешествие!
Китаец все стерпел и благополучно вернулся в дилерский центр.