Техосмотр по-новому: что именно изменится с 1 марта
Переход на новую систему прохождения техосмотра откладывать не будут — изменения заработают с 1 марта. Об этом Autonews.ru заявили в пресс-службах Министерства транспорта, МВД России и Российского союза автостраховщиков. Слухи о переносе и изменении планов по запуску реформы появились в начале 2021 года, когда участники рынка вновь заговорили о нехватке пунктов ТО и слишком низких ценах на услугу — в среднем от 800 рублей до 2000 рублей в зависимости от региона. Однако организаторы реформы все подозрения опровергли.
«С 1 марта 2021 года вступает в силу приказ Минтранса России от 31.03.2020 № 97», — заверили в Минтрансе.
Приказ как раз и содержит требования к фотосъемке автомобилей во время прохождения техосмотра, а также к хранению этих данных в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Также в приказе прописаны и требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта техосмотра. Вместе с документом в силу вступит и полный пакет сопутствующих приказов, которые регламентируют изменения и предусматривают ответственность за нарушение правил, отметили в Минтрансе.
Таким образом, с 1 марта 2021 года карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде,
а заезд и выезд автомобиля с сервиса будут фотографировать. Результаты и данные диагностической карты будет храниться базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Подписывать документы будут ответственные эксперты личной электронной подписью.
Главные опасения владельцев автосервисов — нехватка самих пунктов техосмотра, которые, по их словам, уже давно превратились в «бумажные», оформляющие нужный документ в нарушение законодательства удаленно. Так, по данным «Автостата», в 2020 году в России было зарегистрировано 52,9 млн единиц автомобильной техники. Из них — 44,5 млн — легковые автомобили. Все они должны регулярно проходить техосмотр. При этом, по данным РСА, сейчас в России около 5 тыс. пунктов, где можно это сделать. Согласно ответам на проведенный РСА опрос, лишь половина из них готова к изменениям — остальные запрос страховщиков проигнорировали.
Такие же опасения, по словам источников Autonews.ru в отрасли, высказывают и в ГИБДД — это ведомство следит за прохождением техосмотра автобусами. Срок действия одного бланка у такого транспорта всего полгода — а если диагностическую карту на автобус получить не получится, инспекторам придется снимать такие машины с маршрутов. Это грозит серьезными перебоями в работе общественного транспорта и недовольством пассажиров.
Решать вопрос обеспечения достаточного количества пунктов техосмотра в регионе должны местные власти — на это указали в Минтрансе и в РСА. Однако сами участники рынка говорят, что заставить заниматься этим бизнесом новых участников вряд ли получится. Так, генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко прогнозирует, что уже летом перед пунктами техосмотров выстроятся очереди. При этом владельцам сервисов выгоднее проводить обычный ремонт автомобилей, чем тратить время на недорогую услугу.
«Текущее количество пунктов техосмотра нынешний автопарк просто не переварит. Например, в Хабаровске только три таких места, где можно пройти техосмотр. Получается, что людям придется ездить за 200-300 км. А новые точки открывать при нынешних ценах нет», — говорит Пархоменко.
По его оценкам, в Подмосковье цена прохождения техосмотра — около 800 рублей, а услуга по взвешиванию автомобилей — около 15-16 тыс. рублей. На техосмотр автомобиля должно уходить не менее 30 минут, на автобусы — 1,5-2 часа.
«Мне выгоднее взвесить один автомобиль, чем целый день потратить на поток работ по техосмотру, уверен, что такая же мысли у остальных, — признается участник рынка. — Конечно, мы будем оказывать эту услугу, но в основном будем работать «для своих» и в первую очередь заниматься ремонтом».
По словам эксперта, пока повышенного спроса на услугу он не наблюдет. По его оценкам, проблемы начнутся в середине лета 2021 года, когда срок полученных ранее диагностических карт прекратится.
«Сейчас не удивлюсь, если многие закупятся «серыми» картами техосмотра, хоть такие в ГИБДД и обещали аннулировать, поэтому в начале марта не думаю, что будут проблемы, а вот чуть позже наступит коллапс», — прогнозирует Пархоменко.
В свою очередь, в РСА также обратили внимание на то, что новые требования к проведению техосмотра требуют от операторов дополнительного финансирования для коррекции производственно-технической базы, приобретения оборудования для фотофиксации и набора необходимого количества экспертов, у которых с 1 марта пункт технического осмотра должен быть основным местом работы.
«Естественно, это все требует дополнительных расходов и ставит вопрос о повышении стоимости техосмотра, которая с 2012 года в большинстве регионов не пересматривалась», — заявили Autonews.ru в РСА.
Ни о каких изменениях в предложенную ранее схему речи не идет. Хотя и были некоторые попытки внести в процесс небольшие корректировки — например, вопросы возникли к допустимой погрешности определения места техосмотра. Сейчас она составляет 15 метров, но некоторые участники рынка назвали ее недостаточной, ведь в условиях плотной городской застройки и всевозможных помех есть риск, что диагностическую карту аннулируют из-за технической ошибки, а сервис оштрафуют. С этим согласны и в РСА.
«Необходимо изменить требования к погрешности определения координат геолокации при фотосъемке с нынешних 15 метров до большего расстояния. Чисто физически на пункте ТО от места фотографирования автомобиля на въезде до места проведения ТО расстояние может быть больше», — сказали Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков.
Пока в Минтрансе осторожно отвечают, что этот вопрос «прорабатывается с федеральными органами исполнительной власти и экспертами» и напоминают, что «фотографировать машину можно любым устройством, с помощью которого получаются фотографии, соответствующие требованиям» — в том числе, обеспечивать привязку к местности по сигналу GPS. То есть, это могут быть не только фотоаппараты.
Также под вопросом и предложение о возможности для страховщиков оформлять первое время полисы ОСАГО без прохождения техосмотра. Как уточнили в РСА, пока идут консультации по этому вопросу с заинтересованными ведомствами. То есть пока надежды получить полис без бланка о техосмотре, как это было во время пандемии, нет.
Через год после запуска реформы, с 1 марта 2022 года, заработает и автоматическая фиксация автомобилистов, которые ездят без действующей диагностической карты, напомнили в МВД России в ответ на запрос Autonews.ru. Раз в сутки при проезде под камерами автовладелец будет получать штраф в 2 тыс. рублей. Кроме того, если выяснится, что диагностическая карта оформлена на транспортное средство, которое не прошло ТО, то такую карту в ГИБДД признают недействительной.
«Если транспортное средство не предоставлялось на пункт техосмотра и не проверялось на нем, или же при проведении технического осмотра было выявлено несоответствие состояния автомобиля обязательным требованиям безопасности, такая диагностическая карта может быть аннулирована», — предупредили в Госавтоинспекции.
Как мы проходили техосмотр по новым правилам. И не прошли
Прохождение техосмотра по новым правилам с фотосъемкой машины и занесением данных в электронную систему трансформировалось и заработало с учетом некоторых льгот. Согласно опубликованному постановлению правительства, на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 г., продлены все диагностические карты, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Проще говоря, если у водителя закончился срок действия диагностической карты 1 марта, на техосмотр нужно ехать только 1 октября. Если же карта действует до 29 сентября 2021 года, то приезжать на техосмотр нужно не позже, чем через полгода — 30 марта 2022 года. Страховщики при этом обязаны будут оформить полисы ОСАГО.
Всем остальным, у кого техосмотр истек до 1 февраля 2021, или если автомобиль достиг возраста четырех лет и пора ехать в пункт техосмотра впервые, придется проходить процедуру по новым правилам. Такой ход объяснили необходимостью лучше протестировать работу системы, чтобы избежать разного рода проблем.
Принципиально в обязательной для каждого автовладельца процедуре ничего изменилось — и раньше на пунктах техосмотра выискивали все возможные недочеты. При этом многие автовладельцы недоумевают, зачем вообще нужен техосмотр и даже не знают, что именно должны проверять специалисты. Редакция Autonews.ru отправилась на техосмотр по новым правилам на четырехлетнем кроссовере BMW X1 с пробегом 28 000 км и полным дилерским обслуживанием, но не смогла успешно пройти процедуру с первого раза. И вот как это было.
Приехавшие на техосмотр автомобили нужно фотографировать, а информацию о посещении пункта техосмотра и результате сразу заносить в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Согласно недавним изменениям, на первый техосмотр пора отправляться, как только машине исполнится четыре года. Мы приехали в ПТО на северо-востоке Москвы и попросили провести процедуру с учетом уже новых правил.
Для начала оплачиваем услугу через терминал. С нас взяли 800 руб., 80 из которых — комиссия. Время проведения фиксированное — 32 минуты. Но есть повышающий и понижающий коэффициенты для более старых и новых моделей. Далее идет фотосъемка, при помощи которой специалист фиксирует время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают сзади сразу после заезда на первый пост. Второй — в самом конце перед выдачей диагностической карты.
Съемка нужна для подтверждения того, что машина физически приехала на техосмотр по нужному адресу и провела в пункте столько времени, сколько нужно на проведение работ, а не 5 минут. В кадре должен быть виден весь автомобиль целиком, а не отдельная его часть, и хорошо читаться госномера. Для этого специалисты пользуются обычными мобильными телефонами, на которые устанавливают приложение, позволяющее определять местоположение и привязывающее снимки к координатам GPS — они должны совпадать с адресом техсервиса.
На первом посту автомобиль осматривают снизу. Специалист спускается под машину, где проверят тормозные шланги, подвеску, внутреннюю часть колес, целостность шин и дисков, герметичность выхлопной системы. Также специалист осматривает само днище машины на наличие проблем с техническими жидкостями: нет ли течей или подтеканий из коробки передач, мотора и гидроусилителя руля. А также изучает, нет ли подозрительных запотеваний.
Затем мастер проверят состояние приводов, места соединения кузова с силовыми элементами, изучает тормозную магистраль, чтобы на ней не было ржавчины и вмятин. Также визуально мастер может определить, не изменена ли конструкция автомобиля: например, не завышен или не занижен ли кузов.
Далее мастер начинает приглядываться к деталям: проверяет шины, чтобы не оказалось, что они слишком старые. На резине старше 10 лет ездить нельзя, даже если она все эти годы хранилась в гараже. Размерность шин должна соответствовать одобренным производителями параметрами — их прописывают на наклейках на внутренней части кузова.
Важно, чтобы на автомобиле были установлены четыре брызговика. Даже если производитель их не установил, оставив для них только крепления. Как признается сотрудник сервиса Александр Стрижов, подошли бы самые хлипкие — к брызговикам на легковушках нет никаких требований. Но если их нет, то техосмотр уже не пройти. На нашей BMW X1 брызговиков нет — мастер это отмечает и пресекает попытки объяснить, что изготовитель их не устанавливал.
«Автомобили собирают для ряда стран, не только для России. И пока брызговики нужно ставить дополнительно. Правила таковы, что с 2018 года их должно быть четыре», — пресекает объяснения специалист.
На этом процедура снизу заканчивается и автомобиль отправляется на следующий пост.
На втором этапе сотрудник пункта техосмотра пересаживается в салон и заводит двигатель, параллельно успевает проверить, как включаются фары. Пока заводил двигатель, мастер присмотрелся к панели приборов — при запуске не должно высвечиваться никаких предупреждений и «лампочек», сигнализирующих о необходимости проверить какие-либо параметры и системы помощи водителю.
Далее мастер тщательно проходит по списку того, что нужно проверить в салоне. «Мы отмечаем, нет ли изменений в зеркалах. Например, некоторые водители ставят себе дополнительные зеркала внутри боковых зеркал — это не допускается, их обзора более чем достаточно. Если водитель плохо видит, то за руль ему лучше не садиться», — говорит мастер, пробегаясь пальцами по козырькам.
Они все должны быть на месте и также без каких-либо изменений. Дальше идут нажатия на все кнопки — все лампочки в салоне должны загораться, «аварийка» — срабатывать, звуковой сигнал — гудеть, передние и задние омыватели — работать, ремни безопасности — защелкиваться. Если в машине есть место под запаску — колесо также должно лежать на своем месте.
Проверяются и все сиденья: они должны быть прикручены, не заменены на нештатные и со всеми подголовниками. «Есть водители, особенно пожилые, которые ездят только вдвоем и часто перевозят грузы, разную рассаду, — рассказывает специалист. — Они снимают эти сиденья и приезжают на техосмотр без них. Но при прохождении техосмотра все оборудование должно быть на месте, приехали, прошли, потом снимайте, если нужно».
Далее идет проверка тормозных механизмов: мастер заезжает на стенд, переводит коробку передач в нейтраль и делает замеры: не должно быть разницы в работе левых и правых колес. При этом специалист отмечет, что на самом деле при замерах шины должны быть сухие, а на мокрых такие замеры на проводят. Только вот нигде в регламенте о проведении техосмотра не прописано, где водитель должен шины просушить.
После замеров обеих осей идет оценка работы стояночного тормоза. Обычный должен срабатывать с первого раза. Если же он электрический, как в случае с BMW X1, есть пять попыток. Наш срабатывает с первого раза. Поэтому мы переходим к замерам работы фар.
Как оказалось, именно с фарами связана большая часть отказов в успешном прохождении техосмотра. Со временем настройки сбиваются, и они начинают светить чуть выше или ниже, чем нужно. Как рассказывают мастера, настройки сбиваются из-за езды по плохим дорогам. Также могут начать проседать передние стойки, конфигурация со временем меняется, что также влияет на работу приборов. При этом отклонения могут быть для водителя неочевидны.
Мастер приносит небольшой стенд, напоминающий железную коробку, включает фары и замеряет работу каждой по отдельности. Светить они должны прямо и ровно. У нас X1 LED-фары, и для них, как говорят специалисты этого же сервиса, должен быть отдельный специальный стенд. Однако сами же признают, что на самом деле мало на каких пунктах можно найти такое оборудование, и все фары проверяют на обычном стенде. После проверяют и работу противотуманок.
Оказалось, что одна фара и одна противотуманка светят ниже, чем нужно — пройти техосмотр с таким результатом нельзя. Причем сама калибровка в несложных случаях, по оценке мастеров, стоит около 500-1000 рублей, но это мы узнали слишком поздно.
Хотя техосмотр мы уже точно не прошли, мастер должен отработать весь чек-лист. Поэтому он просит показать аптечку и огнетушитель. Оказалось, что многие водители считают, что иметь их вовсе не обязательно и на это закрывают глаза. Однако это мнение ошибочное — специалист заглядывает в коробку и проверяет набор из лекарств и их свежесть, а также изучает работоспособность огнетушителя.
Далее он осматривает колеса, проверяет, на месте ли все гайки и болты. Затем водителя отправляют за руль и просят по очереди включать «аварийку» и поворотники: лампочки должны светить ярко и не были выгоревшими. Скрупулезно проверяются стоп-сигналы, сигналы заднего хода, габариты, фары и задние противотуманные фары. У нас все отлично, на фоне новостей про фары — это уже не так радует.
Мастер открывает капот — сначала проверяет, что нет незаконно установленных свето-голосовых устройств, как в машинах полиции или «скорой». А также чтобы не стояло незарегистрированное газобаллонное оборудование.
«Установка также должна быть согласована в ГИБДД и работать исправно, некоторые приезжают с капающими баллонами и уверяют, что это нормально, а у меня газоанализатор пищит, как резаный», — признается сотрудник техцентра.
Далее следует новая проверка на изменение конструкции — специалист проверяет, нет ли под капотом незаводских распорок. У нас стоит заводская — незаконного тюнинга нет. Далее специалист смотрит на двигатель: он должен соответствовать типу транспортного средства. Закрыв капот, мастер заглядывает в бензобак и проверят, что крышка плотно закручивается.
Большое внимание уделяется лобовому стеклу и обзору со стороны водителя. Допускаются только мелкие сколы. С трещинами более 10 см в районе площади, которую покрывает дворник водителя, ездить нельзя.
«То же самое и в салоне — перед глазами водителя в зоне работы дворника все должно быть чисто, ничего лишнего, у вас же я заметил ароматизатор и удерживающее устройство для телефона, это недопустимо, и техосмотр так не пройти», — вновь расстроил нас сотрудник ПТО.
Под конец проверяем уровень выбросов CO и CH. Для каждого экологического класса — свои параметры. При этом считается, что двигатель должен быть хорошо прогрет. Мы заводим мотор, а мастер помещает устройство для замеров в выхлопную трубу. Хотя специалист и уверял нас, что новые машины проходят это испытание легко, у нас это почему-то не удалось. В следующий раз нас предупредили, что двигатель должен быть прогрет еще лучше.
Финальной точкой стала проверка работы и передача данных в «ЭРА-ГЛОНАСС». Специалист нажимает кнопку SOS, дожидается ответа и передает данные об автомобиле и координаты места прохождения техосмотра. Список всех недочетов эксперт занес в систему и в следующий раз при заезде на техосмотр специалисты узнают, что было не так. Исправить недочеты на месте и получить диагностическую карту нельзя — нужно приехать снова и платить за услугу. Поэтому мы отправились на калибровку фар и за новыми брызговиками. Заодно сняв все держалки и ароматизаторы, которые мешают обзору водителя. Техосмотр прошли только со второго раза.