Алло, скорая: история медицинских автомобилей СССР и России
Автомобили с красными крестами в особом представлении не нуждаются. Любой нормальный водитель, завидев в зеркале микроавтобус с включенной мигалкой, тут же принимает вправо, ведь каждый день эти автомобили и их экипажи несут зачастую невидимую, но очень важную службу – спасают чью-то жизнь. Счет, как говорится, идёт на минуты – и во многом именно от комфортабельности и скоростных качеств реанимобиля вот уже свыше сотни лет зависит жизнь больного. Сегодня мы вспомним и тех, кто трудится на дорогах сегодня, и тех, кто нес оперативную службу сотню лет назад.
В Российской Империи «скорая помощь» появилась еще в позапрошлом веке: в 1897 году первая станция открылась в. Варшаве, которая на тот момент входила в состав государства.
Годом позже, 28 апреля 1898-го, в соответствии с приказом московского обер-полицмейстера была создана служба скорой медицинской помощи и перевозки больных. Затем станции Скорой помощи заработали в Санкт-Петербурге и Одессе.
Разумеется, кареты новообразованной службы имели «гужевой привод» — то есть, приводились в движение с помощью конной тяги. Однако сам состав каждой кареты принципиально ничем не отличался от любой современной «неотложки» — врач, фельдшер и санитар, а также «водитель», то есть кучер.
Активная автомобилизация в начале ХХ века сказалась и на службе Скорой помощи: в 1907 году на Международном автосалоне в Петербурге фабрика П.А. Фрезе показала собственный санитарный автомобиль на шасси Renault.
Чуть позже в Москве появился первый санитарный автомобиль, созданный по проекту доктора Поморцева на Московской экипажно-автомобильной фабрике П.П. Ильина. Автомобиль базировался на шасси La Buire 25/35 и подходил как для перевозки больных, так и для оказания хирургической помощи. Такой же автомобиль был приобретен Военным ведомством и, скорее всего, именно он стал первым санитарным автомобилем русской армии.
Дальнейшие коррективы в развитие санитарных автомобилей в России внесла Первая мировая война. Для эвакуации раненых в сжатые сроки было сформировано больше полусотни автомобильно-санитарных отрядов со специализированными машинами, которые чаще всего являлись брезентовыми фургонами с четырьмя носилками на специальных амортизирующих подвесах.
Не остались в стороне и общественные автомобильные организации — в частности, Первый русский автомобильный клуб в Москве и Императорское Российское автомобильное общество. Они сформировали из добровольцев на переоборудованных собственных автомобилях санитарные колонны, которые оперативно доставляли раненых солдат русской армии в госпитали, буквально спасая их жизни.
Автомобильные энтузиасты дореволюционной эпохи на добровольных началах формировали из собственной техники санитарные колонны
В первые годы после революции 1917 года использовалась старая либо трофейная техника, причем больным приходилось отправляться в больницу самостоятельно, поскольку служба Скорой помощи выезжала лишь на несчастные случаи. Однако с 1926 года врачи вновь стали выезжать на вызов к больным — сначала на велосипедах и мотоциклах, а затем и на легковушках.
Как правило, в качестве «санитарок» за редким исключением использовались переделанные в кустарных условиях зарубежные автомобили прежних лет.
Даже сотрудники относительно обеспеченной средствами московской скорой помощи столкнулись с проблемой нехватки медицинских бригад и изношенностью автомобилей, из-за чего работа службы была сопряжена с постоянными трудностями.
В то время стало очевидно, что на одних лишь «трофейно-убитых» санитарных автомобилях на импортных шасси далеко не заедешь. Первым собственным медицинским автомобилем молодого советского государства стала модификация АМО-Ф-15, выпущенная в 1925 году.
АМО Ф15 – фактически первая советская, но не самая удачная «санитарка». Впрочем, этот грузовик и для перевозки грузов был не слишком удобным и долговечным
Грузовой автомобиль по комфорту и надежности плохо годился на ту роль, которую ему отводили, поэтому вскоре для нужд скорой помощи были приобретены. автомобили Mercedes 15/70/100 PS. Конечно же, закупленные Мерседесы работали в Москве, причем явно «до полного износа», то есть до конца тридцатых годов.
Поскольку в начале тридцатых в Горьком заработал новый автомобильный завод, который должен был выпускать массовые легковушки и грузовики, будущим советским «санитаркам» было суждено базироваться на шасси автомобилей ГАЗ.
В первую очередь переделке подвергались «полуторки» ГАЗ-АА, ставшие практически основным медицинским транспортом предвоенного периода. Интересно, что на базе ГАЗ-АА и её дальнейшего развития ГАЗ-ММ выпускались как санитарные автомобили кустарного производства, так и машины под индексом ГАЗ-55 с так называемым стандартным кузовом.
Именно незаводская модификация ГАЗ-ММ, в сердцах названная водителем «пылесосом», мелькает в кадрах фильма «Кавказская пленница».
Работавшие в московской и ленинградской службах автомобили отличались от обычных грузовиков не только кузовом со спецоборудованием, но и более мягкими рессорами, одинарными колесами заднего моста и дополнительными гидравлическими амортизаторами.
С 1936 по 1954 год перевозкой больных в Москве занималась специальная служба — Горэвакопункт, который заведовал «койкоместами» в городских больницах. Именно поэтому всех больных, кроме пациентов с «острой хирургией», перевозили автомобили, принадлежавшие именно этому учреждению, а не службе Скорой помощи.
Еще в предвоенные годы была предпринята попытка к созданию совсем другой «неотложки» — куда более комфортабельной и динамичной. На основе лимузина ЗиС-101 в этот период производили специальную медицинскую модификацию, но куда более интересной была другая машина, которую спроектировали и построили в гараже московской скорой. Она заметно отличалась конструкцией кузова, но сведений об агрегатной базе и о количестве произведенных автомобилей под условным обозначением СП-36 практически не сохранилось.
СП-32 – один из немногих проектов «специальной санитарки»
После начала Великой Отечественной войны возникла острая необходимость в большом количестве «санитарок». Обычно их строили на базе грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, а их нехитрое устройство отличалось от исходника разве что дополнительным «балластом» в виде песка и мягкой отделкой закрытого кузова, в том числе и. соломой.
В годы войны выпускалась и заводская модификация ЗИС-44 на базе ЗИС-5В.
Кроме того, для перевозки больных и раненых задействовали и обычные автобусы, выпущенные еще в предвоенное время. По сути, для перевозки пострадавших приспосабливали все транспортные средства, которые только могли перевозить пассажиров, включая трамваи, ведь грузовики и автобусы уже были мобилизованы на фронт. Именно трамваи стали основным городским транспортом, на котором круглые сутки перевозили бойцов Красной армии, больных и раненых, грузы — словом, все, что необходимо.
После окончания Второй мировой войны новым автомобилем советской Скорой помощи стала санитарная модификация ЗИС-110А. В отличие от предшественника на базе «сто первого», эта «неотложка» получила новую крышку багажника, которая поднималась вверх вместе со стеклом, что значительно облегчало погрузку-выгрузку больного.
Экипажи спасения
На фото: 1903 год. Карета скорой помощи у входа в приемный покой «>
В Российской империи первая станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. В апреле 1898 года две первые кареты скорой помощи появились в Москве. Экипажи были закуплены на частные пожертвования купчихи Анны Кузнецовой
На фото: 1903 год. Карета скорой помощи у входа в приемный покой
1910-е годы. Император Николай II (в центре) осматривает санитарный автомобиль White GBE, доставленный из США для российского Красного Креста
Фото: Library of Congress
На фото: священник Леонид Туркевич освящает машину скорой помощи, подаренную Красным Крестом российскому консульству в Нью-Йорке»>
С первых дней работы московской скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими изменениями до наших дней — врач, фельдшер и санитар
На фото: священник Леонид Туркевич освящает машину скорой помощи, подаренную Красным Крестом российскому консульству в Нью-Йорке
Фото: Bain News Service / Library of Congress
До 1917 года в Москве на Большой Сухаревской площади действовал Странноприимный дом (Шереметьевская больница). После революции он стал городской больницей. 15 октября 1919 года на ее базе начала работу Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова. В 1923 году Мосздравотдел организовал здесь Институт неотложной помощи, который в 1929 году получил имя профессора Николая Склифосовского
На фото: машина скорой медицинской помощи в Москве в начале 1920-х годов»>
В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному. Скорая тогда обслуживала только несчастные случаи на фабриках, заводах, улицах и в общественных местах
На фото: машина скорой медицинской помощи в Москве в начале 1920-х годов
На фото: скорая увозит тела умерших во время блокады Ленинграда «>
Скорая помощь активно развивалась и в других городах. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи имела девять подстанций и располагала парком в 200 машин
На фото: скорая увозит тела умерших во время блокады Ленинграда
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
На фото: 1959 год. Скорая привезла пациента в больницу армянской деревни Агин»>
В сельских районах страны станции скорой открывались как отделения центральных районных больниц. Из-за бездорожья здесь часто используют полноприводные автомобили. Выездные бригады формируются из фельдшера и водителя
На фото: 1959 год. Скорая привезла пациента в больницу армянской деревни Агин
Фото: Бальтерманц Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На фото: 1962 год, участковая сестра Зинаида Момотова на вызове»>
В 1960-х годах в Ленинграде, Москве и других крупных городах СССР появились педиатрические бригады скорой помощи
На фото: 1962 год, участковая сестра Зинаида Момотова на вызове
Фото: Ухтомский Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
На фото: 1962 год. Фельдшер сопровождает больного в машине скорой»>
В 1960-х годах были также созданы неврологические (инсультные), гематологические, токсико-терминальные бригады скорой помощи
На фото: 1962 год. Фельдшер сопровождает больного в машине скорой
Фото: Ухтомский Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1970-е в СССР была проведена реорганизация скорой медицинской помощи: были объединены бригады, обслуживающие вызовы на улице, и бригады при поликлиниках, выполняющие вызовы на дом
Фото: Белинский Юрий, Пороховников Олег / ТАСС
Создание в СССР санитарной авиации было инициировано в 1925 году Обществом Красного Креста и Красного полумесяца. В марте 1992 года при министерстве Гражданской авиации России был сформирован центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО)
Фото: А. Абдыгулов / РИА Новости
На фото: машина скорой помощи с пострадавшим в Республиканском центре по лечению острых отравлений НИИ скорой помощи имени Склифосовского»>
В 1930-1970 годы экстренная внебольничная помощь оказывалась как амбулаторно-поликлиническими учреждениями, так и станциями скорой медицинской помощи
На фото: машина скорой помощи с пострадавшим в Республиканском центре по лечению острых отравлений НИИ скорой помощи имени Склифосовского
Фото: Виктор Чернов / РИА Новости
На фото: 1982 год. Центральная диспетчерская служба медицинской помощи Москвы»>
Норматив прибытия скорой помощи по вызову в городах с численностью свыше 100 тыс. человек — не более 20 минут
На фото: 1982 год. Центральная диспетчерская служба медицинской помощи Москвы
Фото: Савельев / РИА Новости
На фото: 1986 год. Бригада врачей скорой помощи проводит реанимационные действия с больным»>
Специализированные бригады (бригады интенсивной терапии, реанимационные, кардиологические, неврологические, токсикологические) должны быть обеспечены автомобилем класса «Реанимобиль» с высокой крышей и оборудованием для интенсивной терапии
На фото: 1986 год. Бригада врачей скорой помощи проводит реанимационные действия с больным
Фото: Калантар М. / ТАСС
На фото: 1995 год. Раненого перевозят из Моздока во Владикавказ во время первой чеченской войны»>
Обычно в качестве машины скорой помощи в городах используются базовые «ГАЗели» (ГАЗ-32214) и «Соболи» (ГАЗ-221172) или УАЗ-3962, УАЗ «Хантер» и ВАЗ-2131 (в сельской местности)
На фото: 1995 год. Раненого перевозят из Моздока во Владикавказ во время первой чеченской войны
Фото: Роман Денисов / ТАСС
2007 год. Сотрудник скорой помощи дежурит во время митинга в Москве»>
День работника скорой помощи отмечается 28 апреля, хотя и не является официальным праздником
2007 год. Сотрудник скорой помощи дежурит во время митинга в Москве
Фото: Игорь Кубединов / ТАСС
На фото: 2017 год. Сотрудник скорой помощи осваивает новый вид транспорта — сигвей»>
С января 2013 года финансовое обеспечение скорой помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Медицинская помощь оказывается бесплатно всем категориям граждан
На фото: 2017 год. Сотрудник скорой помощи осваивает новый вид транспорта — сигвей
Фото: Коммерсантъ / Андрей Пронин
Очередь из машин скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге»>
Сейчас на фоне эпидемии коронавируса бригады неотложки работают в усиленном режиме
Очередь из машин скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян купить фото
Бригада готовится к выезду к пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19 «>
Только в Подмосковье в первом квартале 2020 года число выездов выросло до 510 тыс., что на 60 тыс. больше по сравнению с прошлым годом
Бригада готовится к выезду к пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19
Фото: Коммерсантъ / Валерий Титиевский купить фото
На фото: 1903 год. Карета скорой помощи у входа в приемный покой «>
На фото: священник Леонид Туркевич освящает машину скорой помощи, подаренную Красным Крестом российскому консульству в Нью-Йорке»>
На фото: машина скорой медицинской помощи в Москве в начале 1920-х годов»>
На фото: скорая увозит тела умерших во время блокады Ленинграда «>
На фото: 1959 год. Скорая привезла пациента в больницу армянской деревни Агин»>
На фото: 1962 год, участковая сестра Зинаида Момотова на вызове»>
На фото: 1962 год. Фельдшер сопровождает больного в машине скорой»>
На фото: машина скорой помощи с пострадавшим в Республиканском центре по лечению острых отравлений НИИ скорой помощи имени Склифосовского»>
На фото: 1982 год. Центральная диспетчерская служба медицинской помощи Москвы»>
На фото: 1986 год. Бригада врачей скорой помощи проводит реанимационные действия с больным»>
На фото: 1995 год. Раненого перевозят из Моздока во Владикавказ во время первой чеченской войны»>
2007 год. Сотрудник скорой помощи дежурит во время митинга в Москве»>
На фото: 2017 год. Сотрудник скорой помощи осваивает новый вид транспорта — сигвей»>
Очередь из машин скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге»>
Бригада готовится к выезду к пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19 «>
В Российской империи первая станция скорой помощи возникла в 1897 году в Варшаве. В апреле 1898 года две первые кареты скорой помощи появились в Москве. Экипажи были закуплены на частные пожертвования купчихи Анны Кузнецовой
На фото: 1903 год. Карета скорой помощи у входа в приемный покой
1910-е годы. Император Николай II (в центре) осматривает санитарный автомобиль White GBE, доставленный из США для российского Красного Креста
Фото: Library of Congress
С первых дней работы московской скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими изменениями до наших дней — врач, фельдшер и санитар
На фото: священник Леонид Туркевич освящает машину скорой помощи, подаренную Красным Крестом российскому консульству в Нью-Йорке
Фото: Bain News Service / Library of Congress
До 1917 года в Москве на Большой Сухаревской площади действовал Странноприимный дом (Шереметьевская больница). После революции он стал городской больницей. 15 октября 1919 года на ее базе начала работу Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова. В 1923 году Мосздравотдел организовал здесь Институт неотложной помощи, который в 1929 году получил имя профессора Николая Склифосовского
В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному. Скорая тогда обслуживала только несчастные случаи на фабриках, заводах, улицах и в общественных местах
На фото: машина скорой медицинской помощи в Москве в начале 1920-х годов
Скорая помощь активно развивалась и в других городах. К 1941 году Ленинградская станция скорой медицинской помощи имела девять подстанций и располагала парком в 200 машин
На фото: скорая увозит тела умерших во время блокады Ленинграда
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В сельских районах страны станции скорой открывались как отделения центральных районных больниц. Из-за бездорожья здесь часто используют полноприводные автомобили. Выездные бригады формируются из фельдшера и водителя
На фото: 1959 год. Скорая привезла пациента в больницу армянской деревни Агин
Фото: Бальтерманц Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1960-х годах в Ленинграде, Москве и других крупных городах СССР появились педиатрические бригады скорой помощи
На фото: 1962 год, участковая сестра Зинаида Момотова на вызове
В 1960-х годах были также созданы неврологические (инсультные), гематологические, токсико-терминальные бригады скорой помощи
На фото: 1962 год. Фельдшер сопровождает больного в машине скорой
Фото: Ухтомский Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1970-е в СССР была проведена реорганизация скорой медицинской помощи: были объединены бригады, обслуживающие вызовы на улице, и бригады при поликлиниках, выполняющие вызовы на дом
Фото: Белинский Юрий, Пороховников Олег / ТАСС
Создание в СССР санитарной авиации было инициировано в 1925 году Обществом Красного Креста и Красного полумесяца. В марте 1992 года при министерстве Гражданской авиации России был сформирован центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО)
Фото: А. Абдыгулов / РИА Новости
В 1930-1970 годы экстренная внебольничная помощь оказывалась как амбулаторно-поликлиническими учреждениями, так и станциями скорой медицинской помощи
На фото: машина скорой помощи с пострадавшим в Республиканском центре по лечению острых отравлений НИИ скорой помощи имени Склифосовского
Фото: Виктор Чернов / РИА Новости
Норматив прибытия скорой помощи по вызову в городах с численностью свыше 100 тыс. человек — не более 20 минут
На фото: 1982 год. Центральная диспетчерская служба медицинской помощи Москвы
Фото: Савельев / РИА Новости
Специализированные бригады (бригады интенсивной терапии, реанимационные, кардиологические, неврологические, токсикологические) должны быть обеспечены автомобилем класса «Реанимобиль» с высокой крышей и оборудованием для интенсивной терапии
На фото: 1986 год. Бригада врачей скорой помощи проводит реанимационные действия с больным
Фото: Калантар М. / ТАСС
Обычно в качестве машины скорой помощи в городах используются базовые «ГАЗели» (ГАЗ-32214) и «Соболи» (ГАЗ-221172) или УАЗ-3962, УАЗ «Хантер» и ВАЗ-2131 (в сельской местности)
На фото: 1995 год. Раненого перевозят из Моздока во Владикавказ во время первой чеченской войны
Фото: Роман Денисов / ТАСС
День работника скорой помощи отмечается 28 апреля, хотя и не является официальным праздником
2007 год. Сотрудник скорой помощи дежурит во время митинга в Москве
Фото: Игорь Кубединов / ТАСС
С января 2013 года финансовое обеспечение скорой помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Медицинская помощь оказывается бесплатно всем категориям граждан
На фото: 2017 год. Сотрудник скорой помощи осваивает новый вид транспорта — сигвей
Фото: Коммерсантъ / Андрей Пронин
Сейчас на фоне эпидемии коронавируса бригады неотложки работают в усиленном режиме
Очередь из машин скорой медицинской помощи в Санкт-Петербурге
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян купить фото
Только в Подмосковье в первом квартале 2020 года число выездов выросло до 510 тыс., что на 60 тыс. больше по сравнению с прошлым годом
Бригада готовится к выезду к пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19
Фото: Коммерсантъ / Валерий Титиевский купить фото