БМД-4М: технические характеристики, конструкция, модификации
БМД-4 | |
БМД-4М на репетиции Парада Победы 2020 года | |
БМД-4 | |
Классификация | Боевая машина десантная[1][2] |
Боевая масса, т | 13,6 |
Экипаж, чел. | 3 |
Десант, чел. | 5 |
История | |
Производитель | |
Годы производства | с 2015 |
Годы эксплуатации | с 2016 |
Количество выпущенных, шт. | более 180[3] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6000 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 6780 |
Ширина, мм | 3256 |
Высота, мм | 2227 |
База, мм | 3323 |
Колея, мм | 2700 |
Клиренс, мм | 100…500 |
Бронирование | |
Тип брони | противопульная |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 1 х 100-мм 2А70 1 х 30-мм 2А72 |
Тип пушки | 100-мм нарезное полуавтоматическое орудие-пусковая установка 30-мм нарезная малокалиберная автоматическая пушка |
Боекомплект пушки | 38 для 2А70[4] 464 для 2А72[4] |
Углы ВН, град. | -6…+60 |
Углы ГН, град. | 360 |
Дальность стрельбы, км | до 4 |
Прицелы | перископический, панорама командира, ППБ-1/2 |
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ПКТМ |
Подвижность | |
Тип двигателя | 2В-06-2 |
Марка: | 2В-06-2 |
Тип: | дизельный с наддувом |
Максимальная мощность: | 331 кВт (450 л. с.), при 2000 об/мин |
Конфигурация: | Оппозитный-6 |
Цилиндров: | 6 |
Охлаждение: | жидкостное |
Тактность (число тактов): | 4 |
Рекомендованное топливо: | многотопливный |
История
21 марта 2008 года на испытательном полигоне Курганмашзавода был продемонстрирован модернизированный вариант машины — БМД-4М. Причиной переделки послужило банкротство волгоградского тракторного завода.
В соответствии с принятой «Государственной программой вооружений до 2020 г.» российская армия должна была получить до 2 тысяч модернизированных боевых машин десанта. Но на пресс-конференции в апреле 2010 года начальник вооружения ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ В. А. Поповкин заявил, что БМД-4, кроме партии для испытаний в ВДВ не поступали и министерство обороны отказывается от их дальнейших закупок[5][6].
По состоянию на март 2010 года средства десантирования машины отсутствовали, а проект был заморожен на стадии заводских испытаний[7]
На данный момент … принято решение, и БМД-4, это машина, которую уже долго ждут ВДВ, машина совершенно другого поколения, всё-таки будет поступать на вооружение.
— командир 31-й гв. одшбр ВДВ гвардии полковник Г. В. Анашкин (8 декабря 2012 года)[8]
Первые предсерийные 17 единиц БМД-4М были переданы в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище и его учебный центр (участники Парада Победы-2015), затем в апреле и сентябре 2020 года два батальонных комплекта БМД-4М (62 ед.) были переданы 137-му гвардейскому парашютно-десантному полку 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Воздушно-десантных войск России. Потом в начале 2020 года 242-й Учебный центр ВДВ в Омске получил ротный комплект БМД-4М (10 ед.). В середине апреля 2020 года один батальонный комплект БМД-4М (31 ед.) получила 31-й отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада в Ульяновске и 1 августа 2017 года она получила еще один батальонный комплект (31 машину). 6 февраля 2020 года 31 боевую машину получил 104-й десантно-штурмовой полк в Черёхе — 76-я ДШД[9].
«Садовница», которое в интернете присвоили новым боевым машинам, не имеет к ним никакого отношения, равно как и «Бахча-У». Все это — обозначение башен с вооружением, но ни та, ни другая не стоят на новой машине. Поэтому — просто БМД-4М. «Четвертого поколения, модернизированная». А если быть точным — полностью переработанная.
На 1 фото видна дымовая после стрельбы в БМД 2, на другом фото БМД 1 с короткоствольной 73 мм пушкой в Афганистане фото
Поэтому у БМД-2, принятой на вооружение в 1985 году, пушку заменили на другую — автоматическую, калибра 30 мм (ее называют «вертолетной», поскольку ставят и на боевые вертолеты). И машина получилась настолько удачной, что не просто до сих пор стоит на вооружении, но и остается основной «броней» российского десанта.
фото с башни БМД-2 пламя по бокам — от предыдущего выстрела
А вот БМД-3, которая появилась на рубеже девяностых, наоборот, оказалась неудачной: она получила новый бронекорпус, стала крупнее и намного тяжелее… Но вооружение то не изменилось! А поскольку производство пришлось на эпоху развала экономики, за восемь лет Волгоградский тракторный завод собрал всего 137 экземпляров. Наконец, в начале двухтысячных появилась БМД-4 — по сути, та же «трешка», только с башней от БМП-3. Но и эту машину едва не постигла судьба предшественницы: завод в Волгограде обанкротился, внедрение в войска невероятно затягивалось…
Огонь из 30-мм автоматической пушки ведет экипаж БМД-2,за ней на заднем плане БМД-4М фото
А военные не просто просили — требовали новую технику. Вот цитата из интервью главнокомандующего ВДВ Владимира Шаманова «Российской газете» в 2012 году:
Машина нужна как воздух. Даже в борьбе с бандформированиями на Северном Кавказе нам не хватало огневой мощи. А если противник посерьезней? С одной 30-мм пушкой и одной срабатывающей через раз противотанковой ракетой на башне сегодня много не навоюешь!
А вот цитата из выступления начальник Генштаба РФ Валерия Герасимова
БМД-2 устарели и морально, и физически. Возраст машин составляет 20-25 лет, а иногда и более. Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности. По этой причине в ходе марша на полигон (речь идет о внезапной проверке боеготовности войск) вышли из строя две единицы БМД-2.
И вот, наконец, перед нами БМД-4М — разработанная и сделанная уже не в Волгограде, а в Кургане. Внешних отличий от предыдущей БМД-4 всего два: это выхлоп (не на корме, а справа) и катки (с канавкой, как у БМД-2). Зато «начинка»… Поскольку Курганмашзавод традиционно выпускает боевые машины пехоты, новая «бээмдэшка» на 60% унифицирована с БМП-3: это ходовая часть, башня с вооружением, водометы, электрооборудование. И «силовой блок» с двигателем — 500-сильным многотопливным УТД-29 завода Барнаултрансмаш. Кстати, на БМД-2 стоит дизель тоже из Барнаула, но 240-сильный. Так что мощность выросла больше чем вдвое! Тогда как масса — в 1,75 раза. И расход топлива вырос почти вдвое: у БМД-2 он равен, если судить по вместимости баков и запасу хода, 56 л/100 км, а у новой машины — 92 л/100 км. Зато сам запас хода остался прежним — 500 км.
Двигатели БМД-2 и БМД-4М фото
съемные крышки капотов, на переднем БМД-2, на заднем плане БМД-4М
Если БМД-2 может «прыгать» из разных самолетов, от АН-26 до Антея, то для покрупневших и потяжелевших БМД-4М подходит исключительно ИЛ-76, причем его сейчас модернизируют, чтобы можно было десантировать не две, а три машины.
фото сравнительные размеры БМД-2 (она слева) новая БМД-4М выглядит настоящим танком. Видна разница в вооружении: у БМД-2 — одна 30-мм пушка, у БМД-4М пушка этого калибра спарена со 100-мм орудием
спартанское рабочее место механика-водителя БМД-2 приборная панель из советских времен, видна мешанина из трубок и тяг на полу
После запуска дизеля надо первым делом выставить регулятором обороты холостого хода (900-1000 об/мин). Потом, выжав сцепление, включаем первую передачу, тянем оба бортовых рычага на себя, отпускаем сперва сцепление, потом «бортовые» — и поехали. Правда, передачи за меня переключал механик-водитель, сидевший рядом: чтобы я сосредоточился на управлении. Но оно вполне понятное: надо повернуть вправо — тянешь правый рычаг (правая гусеница тормозится, и машина крутится вокруг нее), влево — левый рычаг, затормозить — оба рычага. Рычаги тугие, однако «бээмдэшка» едет именно туда, куда ты хочешь, — хоть на заснеженной дороге, хоть в чистом поле. Да и комфорт езды куда выше, чем у БТРа, благо подвеска гидропневматическая.
Модель | БМД-2 | БМД-4М | |
Боевая масса, т | 8,0 | 14,0 | |
Экипаж, чел. | 2 | 3 | |
Десант, чел. | 5 | 4 (♦ резервное место) | |
Наружные | длина | 5970 | 6000 |
габариты, мм | ширина | 2700 | 3150 |
высота | 2180 | 2700 | |
Клиренс, мм | мин. | 100 | 100-30 |
макс. | 450 | 500+30 | |
Двигатель | дизель 5Д20-240 | многотопливный УТД-29 | |
Макс, мощность, л.с. | 240 | 500 | |
Удельная мощность, л.с./т | 30,0 | 35,7 | |
Трансмиссия | механическая | гидромеханическая | |
Макс, скорость, км/ч | по шоссе | 60-61 | 70 |
на плаву | 10 | 10 | |
Емкость топливных баков, л | 280 | 460 | |
Запас хода, км | 500 | 500 | |
Вооружение | орудие-пусковая установка (калибр) | — | 2А70 (100 мм) |
пушка (калибр) | 2А42 (30 мм) | 2А72 (30 мм) | |
пулемет (калибр) | ПКТ (7,62 мм), 2 шт. | ПКТМ (7,62 мм) | |
Боекомплект | выстрелов к орудию | — | 34 |
выстрелов к пушке | 300 | 464 | |
патронов к пулемету | 2980 | 2000 | |
ПТУР | 3 | 4 |
БМД-4М — простор, современная обстановка, всего две педали… и сообщениями борткомпьютера, цветным ударопрочным дисплеем
Не меньше шокировали простор и обстановка в «кабине водителя». Вместо рычагов — руль наподобие велосипедного, над ним — селектор переключения передач, напоминающий Волгу ГАЗ-21. Здесь стоит коробка-«автомат»? Именно так! Потому и педали сцепления нет, зато «тормоз» широкий, под любую ногу. Над штурвалом — блок подсвеченных кнопок с четкими надписями, по левую руку — разноцветный (что вообще сразило наповал) противоударный монитор с изображением приборов и сообщениями борткомпьютера («К запуску готов», «Стояночный тормоз включен», «Внимание! Закрой люки!»). Ощущение — будто сидишь не в «танчике», а в звездолете! Ну, люк я закрывать не буду, поскольку поеду, как и на БМД-2, «по-походному», — приподняв сиденье ножным рычажком у основания и высунув голову наружу. А как запускать мотор? «Электростартером, воздухом или комбинированным способом, — инструктируют меня. — Нажимаешь нужную кнопку, потом ждешь 20 секунд, пока система завершит диагностику, выжимаешь педаль газа, жмешь кнопку стартера еще раз…»
Блок кнопок и селектор коробки-«автомата» фото БМД-4М
В бронетехнике — цветной монитор с изображением приборов У водителя-механика БМД-4М — простор, современная обстановка, всего две педали… и сообщения борткомпьютера? Не может быть! И штурвал вместо рычагов, блок кнопок и селектор коробки — «автомата» очень информативны. Три желтые кнопки (справа) отвечают за запуск двигателя.
Рабочий клиренс БМД-4М 420 мм, но может изменяется от 500 до 100 мм
Знаете, чего я не ожидал? Того, как ответят десантники на мой вопрос, нравится ли им служба. Несколько человек из экипажей БМД, не сговариваясь, сказали, что им очень интересно: «Ну как же, новую технику изучаем». А служить с интересом — согласитесь, совсем другое, нежели осваивать машины, за рычагами которых сидели еще отцы нынешних ребят. До 2025 года ВДВ должны получить около 1500 новых «бээмдэшек» — аналогов которым, как уверяют военные, в армиях других стран нет. Так что — за десант! И за то, чтобы эти машины стреляли только на полигонах.
Вооружение
Система управления огнём БМД-4М включает высокоточный прицел наводчика, стабилизированный в двух плоскостях и имеющий тепловизионный и дальномерный каналы, что позволяет вести точный огонь на ходу.
Состав базового вооружения:
Описание конструкции
Первые машины начали проходить испытания в 1984 году. Они завершились успешно и уже с 1985-го БМД-2 принята на вооружение. Эта техника имеет сварной корпус. Он выполнен из алюминиевого броневого сплава. Такая защита позволяет обеспечить безопасность экипажа от бронебойных пуль калибра 12,7 мм в лобовой проекции. Это позволяет обеспечивать надежное укрытие от попыток атаки со стороны пехоты. Круговая защита рассчитана только на остановку 7,62. Устройство БМД-2 позволяет увеличивать экипаж до 3-х человек (всем найдется работа). Правда, в таких случаях приходится уменьшать количество десанта до 4-х бойцов. Имеется три прибора наблюдения ТНПО-170А. Они установлены над механиком-водителем перед люком. Снаружи бронетехники есть фары, габаритные фонари, звуковой сигнал, волноотражающий щит, задние и передние грязевые щитки, антенна радиостанции, заслонки водометных движителей, буксирные крюки, детали крепления для десантирования, устройство для перевозки грузов с использованием прицепа, а также два ящика с запасными частями, инструментами и принадлежностями. И по мелочи – вьючное устройство, лопата, брезент, лом и аварийный буй. Для поддержания связи предусмотрена радиостанция Р-173. Она обеспечивает возможность ведения переговоров на расстоянии до 20 километров. Штыревая антенна может достигать трех метров. Чтобы принимать сигналы, устанавливаются, как правило, радиоприемники Р-173П и ТПУ Р-174. Хотя самые первые представители были оснащены устройствами Р-123М и ТПУР-124. Последние машины выпускались с радиостанциями Р-163-50ПУ, а не Р-173. Такой вариант позволял поддерживать устойчивый обмен цифровой и аналоговой информацией в диапазоне частот от 30 до 80 мГц и на расстоянии до двадцати километров. При этом была реализована возможность автоматизированного перехода на резервную частоту.
Машины на базе
Место командира.
Чем стреляют?
Рассматривать вооружение БМД-2 без уделения должного внимания используемому боекомплекту – это значит пройтись весьма поверхностно. Пушка может использовать осколочно-фугасно-зажигательные и бронебойно-трассирующие снаряды. Ее боекомплект рассчитан на борьбу с легкобронированными целями, как то: бронетранспортеры или боевые машины пехоты. Также она может использоваться для подавления огневых точек на расстоянии до 2000 метров. Кроме этого, пушка эффективна для борьбы с небронированными наземными целями и поражения живой силы. И на завершение – она может уничтожать низколетящие воздушные цели, передвигающиеся с дозвуковой скоростью. Снабжение боеприпасами двухленточное. Они сформированы из отдельных звеньев и предполагают укладку в магазины. Есть два отсека. В переднем находится лента, рассчитанная на 100 бронебойно-трассирующих снарядов. Задний отсек вмещает 200 патронов осколочно-фугасно-зажигательного предназначения. Теперь к ПКТ. Всего их два. Один из пулеметов спарен с пушкой. Второй находится в курсовой установке по правому борту. Оба пулемета рассчитаны на использование 7,62х54.
Оценки
Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерал армии Н. Е. Макаров (15 февраля 2012 года):[14]
БМД-4 — это версия БМП-3, никакой защиты, опять всё наверху, а стоит она дороже танка. Мы на эту машину как не смотрели, так и не смотрим
Командующий Воздушно-десантными войсками России генерал-лейтенант В. А. Шаманов (17 мая 2012 года):[15]
Первая версия БМД-4 обладала «сырой» ненадёжной базой. А вот модернизированный, сделанный в Кургане вариант «четвёрки» — БМД-4М нас абсолютно устраивает. Безусловно, когда-то появится машина лучше «четвёрки». Но в ближайшие 7-10 лет промышленность её не предложит. А БМД-4М нас сегодня более чем устраивает. Десанту на ней воевать, и никто лучше нас не знает, какой должна быть такая машина.
Какое вооружение несет на себе техника?
Тактико-технические характеристики
Конструкционные особенности БМД-2
Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:
Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.
Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам — 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота — 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).
После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.
Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.
БМД-4М как основа для семейства техники
БМД-4М была создана несколько лет назад и поступила на вооружение ВДВ в 2016 году. К настоящему времени войска получили почти две сотни таких машин в базовой конфигурации, и поставки продолжаются. Эта техника предназначается для транспортировки и огневой поддержки бойцов на поле боя. Как и другая техника ВДВ, боевые машины новой модели могут десантироваться посадочным и парашютным способом. Высокая огневая мощь обеспечивается боевым модулем, оснащенным 100-мм орудием-пусковой установкой, 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом. Вместе с экипажем из трех человек БМД-4М перевозит пятерых десантников.
Унифицированный бронетранспортер
Большая часть элементов корпуса и внутреннего оснащения для БТР-МДМ заимствуется у базового БТР-МД. В результате этого две машины почти не отличаются внешне, а также имеют схожие тактико-технические характеристики. В то же время, обновленная «Ракушка» получила силовую установку от БМД-4М, включающую двигатель УТД-29. Некоторым доработкам в проекте подверглись корпус и ходовая часть. Прочие элементы, такие как средства перевозки десанта, вооружение или системы связи, не претерпели серьезных изменений.
В связи с решением об отказе от первой версии бронемашины десанта БМД-4 дальнейшая судьба бронетранспортера БТР-МД на ее базе оказалась под вопросом. Несколько лет назад этот вопрос был решен, и в серию пошел более новый БТР-МДМ. Предполагалось, что унификация с БМД-4М, так же ставящейся в серию, могла бы облегчить совместную эксплуатацию техники. К настоящему времени войска получили несколько десятков БТР-МДМ, и их производство продолжается.
Разведчик на базе БТР
В отечественной практике бронетранспортеры нередко рассматриваются в качестве основы для техники того или иного назначения, в том числе для вспомогательных машин. Осенью прошлого года на вооружение ВДВ была принята новая специальная машина, построенная на шасси бронетранспортера БТР-МДМ. Для подразделений радиационной, химической и биологической защиты была создана разведывательная химическая машина РХМ-5М. Согласно прошлогодним сообщениям, в 2018 году планировалось начать серийное строительство и поставки новой техники в войска.
Внешне новая РХМ-5М почти не отличается от базовой «Ракушки». Также имеет место максимальное сходство внутренних агрегатов. Различие двух машин заключается в оборудовании обитаемого отсека. В отличие от бронетранспортера, разведывательная машина несет комплекс оборудований, необходимого для работы в зараженных зонах. Она способна в автоматическом режиме изучать обстановку, отслеживать метеоусловия, находить угрозы и составлять карты зараженной местности. Данные об угрозах в автоматическом режиме выдаются различным потребителям.
Почти все целевое оборудование РХМ-5М располагается внутри защищенного корпуса. За его пределами помещены лишь отдельные устройства. Машиной и ее системами управляет экипаж из четырех человек, помещенный в общем отсеке. Для самообороны имеется установка с пулеметом. Также сохраняются дымовые гранатометы, использовавшиеся на базовом БТР.
«Спрут» на новом шасси
Несколько лет назад было принято решение о глубокой модернизации имеющейся самоходки 2С25. В рамках проекта 2С25М «Спрут-СДМ1» предлагалось обновить систему управления огнем, повысив основные боевые качества машины, а также заменить имеющееся шасси. С целью максимальной унификации с прочей техникой ВДВ модернизированное боевое отделение следовало перенести на доработанное шасси БМД-4М. Преимущества такой модернизации очевидны.
Опытный образец СПТП 2С25 «Спрут-СДМ1». Фото Концер «Тракторные заводы» / tplants.com
К настоящему времени построено не более нескольких опытных машин «Спрут-СДМ1». В этом году планируется начать государственные испытания, по результатам которых такая техника сможет поступить на вооружение. В случае благополучного завершения испытаний ВДВ получат новые серийные машины не позднее начала двадцатых годов.
Артиллерийский «Лотос»
Промышленность уже показывала макеты перспективного САО «Лотос», но полноценный опытный образец пока не участвовал в открытых мероприятиях. Согласно прошлогодним сообщениям, к началу 2018 года предполагалось построить первый прототип, а в 2020-м должен будет состояться запуск серийного производства. Таким образом, стоит ожидать, что в скором будущем состоится первая публичная демонстрация новой машины 2С42 «Лотос».
Десантируемый «Корнет»
В 2015 году появились первые сообщения о желании военного ведомства разработать новый самоходный противотанковый ракетный комплекс, предназначенный для воздушно-десантных войск. Тогда же стало известно, что этот образец техники будет выполнен на шасси бронемашины БМД-4М, а его вооружением будет пусковая установка с ракетами системы «Корнет». Готовый образец техники получил индекс ГРАУ 9П162М. К сожалению, в течение длительного времени новые сообщения об этом проекте не поступали.
Несколько месяцев назад было официально объявлено, что в интересах ВДВ действительно реализуется опытно-конструкторская работа с шифром «Корнет-Д1», предусматривающая установку противотанкового комплекса на гусеничное шасси. Более того, проект уже приближается к своему завершению. В течение двух следующих лет планируется провести государственные испытания, после чего самоходные ПТРК пойдут в серию и поступят в войска.
Единственное известное изображение комплекса 9П162М «Корнет-Д1». Фото Gurkhan.blogspot.com
Опытная техника нового типа, если и существует, пока открыто не демонстрировалась. Известно только одно изображение, демонстрирующее изделие 9П162М / «Корнет-Д1». На этом рисунке показано шасси БМД-4М с усиленной защитой боковой проекции, но без штатного боевого отделения с башней. Вместо нее в центре корпуса находятся две выдвижные пусковые установки комплекса «Корнет». Каждая из них несет по четыре транспортно-пусковых контейнера с ракетами и оптико-электронные приборы управления стрельбой.
Зенитный «Птицелов»
Сейчас на вооружении ВДВ состоит несколько зенитных ракетных комплексов малой дальности, причем это сравнительно старые системы. Для их замены уже создается новый образец техники, отвечающий современным требованиям. ЗРК для ВДВ создается в рамках проекта с шифром «Птицелов». Как и в ряде других случаев, в качестве основы для этого образца выбрано гусеничное шасси БМД-4М.
До недавнего времени продолжался процесс формирования облика будущего ЗРК и поиск оптимальных решений. В начале августа командование воздушно-десантных войск официально объявило о завершении этой части работ. Облик сформирован, и теперь промышленность занимается его воплощением в виде конструкторской документации, по которой в дальнейшем будет построена опытная техника. При этом, как и ранее, были оглашены далеко не все ожидаемые подробности.
Опытный образец ЗРК «Птицелов» планируется построить в 2020 году. После всех необходимых испытаний появится заказ на серийную технику. Ее поставки запланированы на 2022 год. После этого «Птицеловы» начнут заменять самоходные ЗРК семейства «Стрела-10», в настоящее время являющиеся основой ПВО ВДВ.
Большое семейство
На протяжении последних десятилетий советская и российская армия активно использовали идею применения имеющихся шасси в качестве основы для техники различного назначения. В последние годы эта идея заметно преобразилась, что привело к появлению концепции унифицированных платформ, изначально создаваемых в качестве основы для машин разных классов и типов.
Те же самые тенденции можно наблюдать при развитии боевых и вспомогательных машин для воздушно-десантных войск. Целый ряд современных и перспективных образцов для ВДВ строится на базе шасси БМД-4М или с широким использованием его агрегатов. Такая унификация приводит к получению очевидных преимуществ производственного, эксплуатационного и боевого характера. Естественно, военные и промышленность стремятся реализовать весь потенциал идеи унифицированных шасси.
Несколько образцов бронетехники, построенных на базе БМД-4М или с применением ее агрегатов, уже приняты на вооружение, производятся большой серией и осваиваются войсками. В течение нескольких следующих лет в строевых частях к ним присоединятся новые боевые машины иных классов и другого назначения. По известным данным, в настоящее время командование ВДВ планирует создать до десятка различных типов техники на основе одного шасси, перестраиваемого тем или иным образом. За счет этого можно будет закрыть большую часть потребностей войск в новой технике.
Изначально боевую машину десанта БМД-4М можно было рассматривать только как защищенное транспортное средство для бойцов, способное поддерживать их огнем. Теперь же ситуация изменилась. Этот образец бронетехники становится базой для ряда новых боевых машин разного назначения. После реализации всех актуальных планов, предусматривающих разработку едва ли не десятка образцов на унифицированном шасси, БМД-4М заслуженно можно будет считать основой парка техники ВДВ.