Формуляр на пожарный авто

Техническая документация. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Паспорт транспортного средства (ПТС) выдаётся предприятием-изготовителем пожарной техники, торгующей организацией или органами ГИБДД при регистрации автомобиля и сдаётся в ГИБДД при списании машины. В нём отражаются конструктивные и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС. Формуляр служит для отражения технического состояния, эксплуатационных данных и учёта работы (с начала эксплуатации до списания) пожарного автомобиля. Раздел Формуляра «Ведомость комплектации» указывает, какое именно ПТВ и оборудование входило в состав пожарного автомобиля на момент поставки и включено в его первоначальную стоимость. В эксплуатационных разделах формуляра отражаются конструктивные и эксплуатационные характеристики пожарного автомобиля: проведение ТО-2, выполнение всех видов ремонта, учёт работы аккумуляторных батарей, учёт автопокрышек, учёт ДТП, изменения комплектности автомобиля и др.

Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль согласно Наставлению по технической службе ГПС МВД России. Она является основным документом учёта работы автомобиля. В ней дежурные водители и начальники дежурных смен ежедневно записывают продолжительность работы двигателя автомобиля, пройденный автомобилем путь и расход топлива (см. Приложение 5). В конце месяца подводится итог. Подписанная старшим водителем и руководителем подразделения эксплуатационная карта передаётся в бухгалтерию (финансовую часть) подразделения.

Карточка учёта работы автомобильной шины заводится при поступлении пожарного автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на пожарный автомобиль. Заполнение карточки осуществляет старший водитель. В ней отражаются все перестановки шин и их пробег.

Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении пожарного автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые. Заполнение карточки осуществляет старший водитель. В ней ведётся учёт всех проводимых работ в течение всего периода эксплуатации аккумулятора.

Журнал учёта технического обслуживания пожарного автомобиля согласно Наставлению по технической службе ГПС МВД России заводится на каждый пожарный автомобиль. Ведение Журнала осуществляют водители и старший водитель (при его отсутствии – начальник дежурной смены, ответственный за пожарную технику). В журнал вносятся записи о техническом обслуживании ПА непосредственно после его проведения (см. Приложение 6):

§ первого технического обслуживания – не реже 1 раза в месяц;

§ второго технического обслуживания – не реже 1 раза в год;

§ сезонного технического обслуживания – 2 раза в год;

§ о проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колёс – 1 раз в 10 дней;

§ о проверке работоспособности, прочистке и регулировке пеносмесителя и газоструйного вакуумного аппарата – 1 раз в месяц.

Все записи заверяются подписями водителей, проводивших ТО, а сведения об обслуживании пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования заверяются подписью начальника пожарного расчета. Правильность ведения журнала учёта ТО контролируется руководителем подразделения ГПС.

Авторы рекомендуют не ограничивать содержание Журнала только выше указанными записями. Не возбраняется вносить в Журнал записи о проведении ЕТО, ТО по возвращению с пожара (учения), текущих ремонтах и т.д.

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Учёт топлива и смазочных материалов в подразделениях ГПС ведётся как в массовом выражении, так и в объёмном. Планирование расхода ГСМ и учёт поступление ГСМ в подразделения ведётся строго в массовом выражении – в тоннах или килограммах. Расход ГСМ в подразделениях ведётся, как правило, в объёмном выражении – в литрах (за исключением консистентных смазок). Нормы расхода жидкого топлива на пожарные автомобили регламентируются инструкциями, распоряжениями, приказами МЧС России.

Для пожарных автомобилей введены три вида норм расхода жидкого топлива:

§ на передвижение пожарного автомобиля, определяющие расход жидкого топлива для снаряжённого пожарного автомобиля на 100 км пробега;

§ на работу специальных агрегатов в стационарном режиме;

§ на работу двигателя в стационарном режиме без нагрузки.

В настоящее время, в соответствии с приказом МЧС России № 608 от 25.12.2002 г., нормы расхода жидкого топлива и смазочных материалов для пожарных автомобилей определяются приказами МВД РФ № 549 от 20.12.93 г. и № 314 от 25.05.98 г. (для вспомогательных автомобилей).

Нормы расхода жидкого топлива согласно приказу МВД РФ № 549 от 20.12.1993 г. приведены в таблице Приложения 7.

Приведённые в таблице нормы расхода жидкого топлива на 100 км пробега называются линейными или базовыми нормами, поскольку являются основой (базой) для расчёта реального расхода топлива в конкретных условиях эксплуатации. Для учёта всего многообразия условий эксплуатации автомобиля устанавливаются надбавки к линейной норме расхода топлива, а именно:

При работе пожарных автомобилей с прицепами норма расхода топлива на пробег увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов: бензина – 2 литра, дизельного топлива – 1,3 литра.

При расчёте норм расхода топлива территорию страны делят на четыре района: южный, средний, северный и крайнего севера. В зимнее время эксплуатации пожарного автомобиля нормы увеличиваются: в южных районах – до 5%, в средних – до 10%, в северных – до 15%, а в районах крайнего севера и местностях приравненных к районам крайнего севера – до 20%.

При эксплуатации пожарных автомобилей горных местностях нормы расхода топлива увеличиваются в зависимости от высоты над уровнем моря: от 500 до 1500 метров – на 5%, от 1501 до 2000 метров – на 10%, от 2001 до 3000 метров – на 15%, свыше 3000 метров – на 20%.

При эксплуатации пожарных автомобилей в городах с населением свыше 1 млн. человек нормы расхода топлива на их передвижение (пробег) увеличиваются до 10%.

При пробеге первой тысячи километров пожарными автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми нормы расхода топлива увеличиваются до 10%.

При эксплуатации пожарных автомобилей в тяжёлых дорожных условиях (при следовании на тушение пожаров в полевых и лесных условиях) нормы расхода топлива на их передвижение (пробег) увеличиваются до 20%, а в период сезонной распутицы, снежных и песчаных заносов до 35%.

Нормы расхода топлива снижаются до 15% на движение (пробег) пожарных автомобилей по внегородским дорогам с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии.

image505

При необходимости применения нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается по сумме или разности этих надбавок (снижений).

Как видно из самой структуры надбавок, реальная норма расхода топлива не является постоянной величиной, а может меняться даже от выезда к выезду (например, в случае следования на пожар в загородную зону). Поэтому водители обязаны понимать и умело применять методику расчёта реальной нормы расхода топлива на каждый конкретный выезд.

Разберём пример характерной ошибки при таких расчётах:

image506

Примерный расчёт определения расхода ГСМ:

Пример 2: Определить общий расход жидкого топлива за выезд пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б на тушение пожара в пригородном садоводстве. Путь, пройденный пожарной автоцистерной по территории Санкт-Петербурга, составил 12 км, по загородному шоссе – 18 км, по просёлочной дороге – 6 км. Пожарный насос работал от собственной ёмкости автоцистерны и от открытого водоисточника в течение 1 часа 28 минут. Эксплуатация осуществлялась в зимнее время при температуре окружающего воздуха минус 20 0 С. В нерабочее время на пожаре двигатель прогревался в течение 25 минут.

Решение: Формула расчёта в общем виде:

Qпр. – расход топлива на пробег;

Qнагр. – расход топлива на работу с насосом;

При расчёте Qпр. необходимо сначала определить нормы расхода для каждого из трёх участков пробега:

§ по территории города норма составляет 49,8 л/100 км (методика описана в предыдущем примере);

§ для загородной трассы («городская» надбавка не применяется, «зимняя» надбавка по-прежнему действует, и действует снижение нормы на 15% от линейной для внегородских дорог) норма составляет: 41,5 – 6,225 + 4,15 = 39,425 л/100 км;

§ для просёлочной дороги при наличии снежных заносов норма расхода увеличивается до 35%, и действует зимняя надбавка: 41,5 + 14,525 + 4,15 = 60,175 л/100 км.

Следовательно, расход топлива на пробег составит:

image507

Расход топлива на привод специального агрегата (насоса) определяется с учётом зимней надбавки вводом относительного коэффициента 1,10. Норма расхода на привод насоса для автоцистерны модели 63Б составляет 0,330 л/мин, время работы – 88 минут, отсюда:

Qнагр. = 0,330 × 1,1 × 88 = 31,944 л.

Расход топлива на стационарную работу без нагрузки составляет (при норме расхода для модели 63Б 0,150 л/мин):

Qнагр. = 0,150 × 25 = 3,750 л.

Общий расход за данный выезд составляет:

Qобщ. = 16,683 + 31,944 + 3,750 = 52,377 л.

Для упрощения расчётов и уменьшения количества арифметических ошибок в эксплуатационных картах удобно пользоваться таблицей покилометровых и поминутных расходов топлива (см. рис. 7.6). При наличии навыков работы с программой Microsoft Excel таблицу можно построить следующим образом:

1. Предварительная разметка и оцифровка столбцов (десятки километров или минут) и строк (единицы километров и минут) каждой из табличек производится в соответствии с рисунком. Формат этих ячеек – «Общий».

3. В ячейку G1 вносится линейная норма расхода топлива (в данном примере 41,5), в ячейку J28 – норма расхода топлива при работе со спецагрегатов (0,330), в ячейку J37 – норма расхода топлива при работе без нагрузки (0,150).

4. Формула в ячейке J1 =0,1*$G$1, где 0,1 – это коэффициент, учитывающий «городскую» надбавку в размере 10%.

5. Формула в ячейке K1 =0,1*$G$1, где 0,1 – это коэффициент, учитывающий «зимнюю» надбавку (в данном примере – 10%).

6. Формула в ячейке L1 =0,15*$G$1, где 0,15 – это коэффициент, учитывающий снижение нормы расхода при движении по внегородским дорогам. (На рисунке 7.6 значения в ячейках G1:L1 не видны, т.к. применён белый цвет шрифта).

image508
image509

7. В ячейку М1 вносится числовой коэффициент, учитывающий относительную величину «зимней» надбавки (например, 1,10 для регионов с 10-процентной «зимней» надбавкой)

8. Формула в ячейке B4 =($G$1+$J$1)/100*($A4+B$3). При внесении формулы необходимо правильно расставить служебный знак «$», иначе неизбежны ошибки! После внесения формулы [Enter] необходимо заполнить поле методом автозаполнения ячеек. Для этого ячейка B4 выделяется, захватывается курсором (в нижнем левом углу ячейки появляется чёрный «крестик») и «протаскивается» направо до ячейки К4. Затем выделяется поле B4:К4, захватывается за правый нижний угол (появляется чёрный «крестик») и «протаскивается» вниз до заполнения всего поля B4:К14. При этом происходит автоматический перерасчёт формул в каждой ячейке поля.

Читайте также:  Авто для trackmania nations

9. Формула в ячейке N4 =($G$1+$J$1+$K$1)/100*($M4+N$3). Автозаполнение поля N4:W4 производится аналогичным образом.

10. Формула в ячейке В17 =($G$1-$L$1)/100*($A17+B$3).

11. Формула в ячейке N17 =($G$1+$K$1-$L$1)/100*($M17+N$3).

12. Формула в ячейке B30 =$J$28*($A30+B$29).

13. Формула в ячейке N30 =$V$28*($M30+N$29).

14. Формула в ячейке B39 =$J$37*($A39+B$29).

15. Такая же таблица на другом листе создаётся следующим образом: Выделяется верхняя левая ячейка таблицы (левее и выше ячейки А1), таблица копируется в буфер обмена, открывается новый лист, выделяется эта же ячейка и производится вставка по командам «Меню» > «Правка» > «Специальная вставка» > «Вставить всё» (обычная вставка из буфера обмена недопустима – будут «утеряны» формулы). Теперь на новом листе можно рассчитать расход для автомобиля другой модели. Для этого достаточно только поменять заголовок (ячейка А1) и значения норм в ячейках G1, J38 и J37. Остальные значения таблицы пересчитаются автоматически.

Пример 3: Определить с помощью таблицы общий расход жидкого топлива за выезд пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б на тушение пожара в пригородном садоводстве. Путь, пройденный пожарной автоцистерной по территории Санкт-Петербурга, составил 22 км, по загородному шоссе – 38 км. Пожарный насос работал от собственной ёмкости автоцистерны и от открытого водоисточника в течение 55 минут. Эксплуатация осуществлялась в летнее время. В ходе тушения пожара двигатель работал без нагрузки в течение 10 минут.

Решение (см. рис. 7.6): Q = 10,043 + 13,405 + 18,150 + 1,500 = 43,098 литра. Решение свелось к простому суммированию значений соответствующих ячеек.

Полностью исключить арифметические ошибки можно с помощью специальной программы расчёта расхода топлива. В пожарной охране Санкт-Петербурга разработана такая программа, представляющая собой эксплуатационную карту в электронном виде. Программа очень проста, и позволяет работать в ней даже неквалифицированным пользователям. Пример прользования программой приведён на рис. 7.7 и 7.8.

Работа начинается (см. рис. 7.7 вверху) с выбора автомобиля (раскрывается соответствующая карта), а затем по раскрывающимся спискам вносятся конкретные условия выезда (время года – зима или лето, условия применения – город или пригород, характер выезда – пожар, учения, ТО, учебная езда, прочие работы, обкатка), дата, время выезда и время возвращения. Вручную (т.е. с клавиатуры) заносятся только адрес места выезда и пройденный путь (см. рис. 7.7. внизу). После нажатия кнопки «Запись» программа просит проверить правильность записей, т.е. потом любые изменения становятся невозможными (изменить записи или программу могут только разработчики, владеющие необходимыми паролями).

На третьем шаге (рис. 7.8 вверху) с клавиатуры вносятся данные о времени работы с насосом и без насоса, а также о количестве заправленного топлива. (Поле «При смене караула» заполняется только в ходе ЕТО, при этом на первом шаге в поле «Характер выезда» выбирается значение «ТО».). После нажатия кнопки «Запись» программа рассчитывает среднюю скорость движения и, если она неправдоподобна велика (более 60 км/ч для городских условий), на экране появляется «приглашение» к уточнению времени работы с насосом и без насоса. Эта защита введена для исключения как неумышленных ошибок, так и явных приписок. После записи результатов карта приобретает вид, как на рис. 7.8 внизу.

Программа по мере заполнения эксплуатационных карт постоянно пополняет данными отчёт о расходовании топлива за текущий месяц, поэтому в конце месяца старший водитель получает практически готовый документ, в который нужно внести только данные о расходе масел и смазок.

image510
image511 image512
image513
image514
image515

Внедрение этой программы в одном из подразделений ГПС Санкт-Петербурга в порядке инженерного эксперимента позволило существенно упростить ведение отчётно-учётной документации в подразделении, а также избавиться от ошибок. Дополнительным преимуществом автоматизированного учёта является то, что программа, построенная на базе табличного процессора Excel, очень легко модифицируется при изменении исходных данных (например, в случае получении нового автомобиля, утверждении новых норм расхода топлива или изменения номенклатуры и величин надбавок).

Нормы расхода смазочных материалов на пожарные автомобили установлены приказом МВД РФ № 549 от 20.12.93 г. в зависимости от расхода топлива. На каждые 100 литров израсходованного топлива расход масел и смазочных материалов составляет:

1. Масла моторные для машин с карбюраторными двигателями, л 3,5
2. Масла моторные для машин с дизельными двигателями, л 4,0
3. Трансмиссионные масла для машин с одной ведущей осью, л 0,8
4. Трансмиссионные масла для машин с несколькими ведущими осями, л 1,5
5. Специальные масла, л 0,1
6. Пластичные (консистентные) масла, кг 0,6
7. При капитальном ремонте расходная емкость системы смазки

Примечание: В 2003 году Руководящим документом Минтранса РФ Р3112194-0366-03 утверждены «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». На основе данного документа разработываются аналогичные ведомственные документы. После утверждения соответствующего ведомственного документа МЧС России взамен приказа МВД РФ № 549 от 20.12.1993 г. ряд положений данного раздела могут устареть или несколько измениться (особенно в части линейных норм расхода топлива, номенклатуры и величин применяемых надбавок).

Источник

Учёт пожарной и вспомогательной автотранспортной техники и результатов её работы

2.3.1. Учётными документами на ПА (ПМ), вспомогательную автотранспортную технику являются:

паспорт транспортного средства;

свидетельство о регистрации транспортного средства;

талон о прохождении государственного технического осмотра;

формуляр (только для ПА, ПМ);

журнал учёта наличия, работы и движения техники (ведется в отрядах и ГУ МЧС России);

эксплуатационная карта (только для ПА, ПМ);

путёвка для выезда подразделения на ПА (ПМ);

карточка учёта работы автомобильной шины;

карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;

путевой лист для выезда вспомогательной автотранспортной техники;

журнал учёта спидометрового оборудования;

журнал выдачи, возврата путевых листов и учёта работы вспомогательной автотранспортной техники.

2.3.3. Талон о прохождении Государственного технического осмотра выдается на каждую единицу техники в установленном порядке.

2.3.4. Свидетельство о регистрации выдаётся ГИБДД при регистрации автотранспортной техники и сдаётся в МРЭО ГИБДД при её списании.

2.3.5. Формуляр ПА (ПМ) входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и предназначен для отражения в нём всех этапов эксплуатации ПА (ПМ).

Формуляр в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

1. основная характеристика пожарного автомобиля и специального оборудования;

2. обкатка и испытание пожарного автомобиля и агрегатов;

3. ввод пожарного автомобиля в эксплуатацию, его принадлежность и перемещение;

4. сведения о водителях (дата и номер приказа о закреплении за автомобилем, ФИО, класс квалификации, стаж работы водителя, расписка водителя о приёме автомобиля);

5. сводный (ежемесячный, годовой) учёт работы пожарного автомобиля (пробег по спидометру, стационарная работа двигателя, общий пробег);

6. ТО-2 пожарного автомобиля (дата постановки на ТО-2, наработка от момента выпуска и последнего ТО-2, место проведения ТО-2, дата окончания ТО-2, подпись ответственного лица);

8. консервация автомобиля (дата постановки, основание, запас моторесурсов до капитального ремонта, подпись ответственных лиц о подготовке и принятии ПА на консервацию, дата снятия с консервации);

9. характеристика и учёт аккумуляторных батарей;

10. учёт автомобильных шин;

11. перечень оснащаемого пожарного оборудования и других комплектующих изделий;

12. перечень инструмента, принадлежностей и запасных частей, возимых на автомобиле;

13. дорожно-транспортные происшествия, связанные с повреждениями и техническими неисправностями пожарного автомобиля (дата происшествия, ФИО виновного водителя, перечень повреждений и неисправностей).

Формуляр хранится в подразделении как документ строгой отчётности.

При передаче ПА из одного подразделения в другое, при направлении его на ТО-2 (ремонт) формуляр передаётся представителю принимающего подразделения, о чём делается отметка в акте сдачи (выдачи) ПА на ТО или ремонт. При этом в формуляре должны быть отражены все необходимые данные об автомобиле на день его сдачи.

Каждый формуляр регистрируется в журнале учётной документации территориального органа (подразделения) МЧС.

При утрате формуляра в подразделении, эксплуатирующем данный ПА (ПМ), начальником подразделения проводится служебное расследование с выявлением виновных лиц. Материалы проверки (письменные объяснения, приказ о наказании виновных лиц и т.д.) представляются в отдел вооружения и техники УМТО ГУ МЧС России.

Дубликат формуляра готовится начальником подразделения и представляется в отдел вооружения и техники УМТО для сверки восстановленных данных (фактического пробега (наработки) ПА (ПМ), проведенных ремонтов, даты установки аккумуляторных батарей, учёта пробега и даты замены автомобильных шин и т.п.).

Формуляр должен быть прошнурован, пронумерован и подлежит хранению в течение трёх лет с последней даты записи после снятия ПА с эксплуатации (списания или передачи в другие министерства Российской Федерации), либо с даты замены его на новый в связи с полным заполнением. После чего уничтожается по акту.

Ведение формуляра осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула (согласно специализации смен), закрепленный за ПА (ПМ). Контроль за правильностью ведения формуляра, своевременностью заполнения его разделов и объективностью занесённых данных осуществляет руководитель подразделения.

2.3.6. Журнал учёта наличия, работы и движения автомототехники ведётся в РЦ (отделе вооружения и техники), ГУ МЧС России (отделе вооружения и техники УМТО) и подразделениях (отрядах) ФПС. Форма журнала приведена в приложении 3. Допускается ведение журнала в электронном виде (на основе программных продуктов).

Контроль за правильным ведением журнала осуществляет руководитель управления (отдела, отделения вооружения и техники).

2.3.7. Эксплуатационная карта заводится на каждый ПА (ПМ) и является первичным учётным документом по его использованию.

Бланки эксплуатационных карт являются документами строгой отчетности. Перед выдачей бланки нумеруются и регистрируются в финансовом органе подразделения.

edugr4

Карту заполняют дежурные водители для учёта работы ПА (ПМ) и расхода топлива в течение месяца.

Каждое внесение в карту данных о работе ПА (ПМ) закрепляется подписями водителя и начальника караула.

Карта является основанием для списания израсходованного ПА (ПМ) топлива. Расход топлива для каждой марки ПА (ПМ) определяют с учётом наработки и действующих норм.

Правильность внесённых записей контролируется при смене караулов начальником подразделения. Форма эксплуатационной карты приведена в приложении 4.

Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдаётся в бухгалтерию (финансовую часть) с отчётом о расходовании ГСМ.

Читайте также:  Шумоизоляция авто астана отзывы

Срок хранения эксплуатационных карт – три года.

2.3.8. Путёвка для выезда подразделения на ПА (ПМ) выписывается диспетчером (радиотелефонистом) гарнизона и выдаётся начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Форма путёвки для выезда приведена в приложении 5.

Допускается выезд подразделения на ПА (ПМ) без оформления путёвки при автоматизированном в ЦУС учёте выездов.

2.3.9. Карточка учёта работы автомобильной шины заводится при поступлении техники в подразделение и при установке новых автомобильных шин. В карточке указывается расположение колеса, на которое установлена автомобильная шина, её пробег, техническое состояние, причина прекращения эксплуатации, дата демонтажа, данные о ремонте и перестановки её на другой автомобиль.

Выдача карточки учёта автомобильной шины (дубликата карточки в связи с утратой) осуществляется на складе выдачи имущества.

Дубликат карточки выдаётся после документального подтверждения фактического пробега покрышки, полученных дефектов и т.п.

Каждая карточка регистрируется в журнале учётной документации.

Карточка служит основанием для предъявления рекламаций, а также списания автошины из-за непригодности к дальнейшему использованию.

Форма карточки приведена в приложении 6. Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула, закрепленный за автомобилем (согласно специализации).

2.3.10. Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждую аккумуляторную батарею при поступлении техники в подразделение и при замене её новой. Карточка предназначена для контроля состояния, учёта работы и ремонта аккумуляторной батареи и служит основанием для составления акта на её списание.

Форма карточки приведена в приложении 7. Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула согласно специализации.

Выдача карточки эксплуатации аккумуляторной батареи (дубликата карточки в связи с утратой) осуществляется на складе выдачи имущества.

Дубликат карточки выдаётся после документального подтверждения фактической наработки аккумуляторной батареи, дефектов при эксплуатации (сульфатации пластин и т.п.).

Каждая карточка регистрируется в журнале учётной документации.

2.3.11. Журнал учёта технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждую единицу техники и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации. Форма журнала приведена в приложении 8.

В журнале указывается перечень операций, необходимых для проведения соответствующего вида ТО, а также перечень дополнительно выполняемых ремонтных работ с указанием ремонтируемых (заменяемых) узлов и агрегатов, номеров актов на их установку и списание. Акт готовится материально ответственным лицом и является основанием для списания узла (агрегата).

Записи в журнале осуществляются после проведения обслуживаний:

Контроль за проведением ТО, правильностью заполнения журнала учёта ТО осуществляет руководитель подразделения не реже 1 раза в квартал, заместитель начальника части – не реже 1 раза в месяц.

Форма бланка путевого листа должна соответствовать действующим требованиям, утверждённым Министерством транспорта Российской Федерации.

Бланки путевых листов являются документами строгой отчётности. Перед выдачей бланки нумеруются и регистрируются в финансовом органе подразделения.

Путевой лист подписывается руководителем (заместителем руководителя) подразделения и является распоряжением водителю на выполнение задания.

Путевые листы на работу автотранспортной техники в выходные и праздничные дни (кроме выездов на пожары) выдаются с письменного разрешения начальника управления (начальника гарнизона пожарной охраны) или лица его замещающего.

Журнал заводится на всю вспомогательную автотранспортную технику подразделения, в том числе прикомандированную. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплён печатью и подлежит хранению в течение трёх лет с момента последней даты записи.

Должностные лица, использовавшие вспомогательную автотранспортную технику, в обязательном порядке расписываются в путевом листе и делают отметку о пройденном маршруте и объёме выполненных работ. При отсутствии росписи, ответственность несут водитель и должностное лицо, за которым закреплена данная единица техники.

В случае утери путевого листа проводится служебное расследование в установленном порядке. Взамен утерянного выписывается новый путевой лист, в котором восстанавливаются все данные об автомобиле и его работе.

Испорченные бланки путевых листов хранятся наравне с использованными бланками.

Путевые листы подлежат учёту и хранению не менее 5 лет.

Использованные бланки путевых листов, полностью заполненные и утвержденные руководителем подразделения ФПС, прилагаются к отчёту о расходовании ГСМ и сдаются в бухгалтерию (финансовую часть).

2.3.13. Итоги работы ПА (ПМ) по данным эксплуатационной карты подводятся ежемесячно старшим водителем и утверждаются (согласовываются) начальником подразделения.

По выявленным недостаткам проводится проверка. Замечания устраняются в установленном порядке.

2.4. Техническое обслуживание пожарной техники

Назначение, виды и периодичность технического обслуживания

2.4.2. Техническое обслуживание должно обеспечивать:

постоянную техническую готовность к использованию;

безотказную работу техники, её агрегатов и систем в промежутках между очередными плановыми техническими обслуживаниями;

безопасность движения и работы личного состава;

устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;

установленный нормативный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;

уменьшение отрицательного воздействия техники на окружающую среду.

2.4.3. Техническое обслуживание ПА (ПМ) по периодичности, перечню, трудоёмкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

техническое обслуживание на пожаре (учении);

техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Для новых типов шасси и импортных ПА (ПМ) могут устанавливаться дополнительные виды ТО согласно инструкциям заводов-изготовителей.

ТО вспомогательной автотранспортной техники проводится согласно руководствам (инструкциям) по эксплуатации конкретных образцов техники.

2.4.4. Первое и второе технические обслуживания ПА (ПМ) выполняются согласно нормативам периодичности пробегов, устанавливаемых в зависимости от вида техники и условий эксплуатации. Нормативы периодичности ТО приведены в приложении 10.

2.4.5. Сезонное ТО проводится два раза в год и включает работы по подготовке техники к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

2.4.6. При проведении технических обслуживаний ПА (ПМ) следует выполнять перечень работ, рекомендуемых руководствами (инструкциями) по эксплуатации заводов–изготовителей ПА, автомобильных шасси и пожарного оборудования, а также настоящим Наставлением. При этом уборочно-моечные, смазочные, покрасочные, контрольно-диагностические и крепёжные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности, в том числе, на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Примерный перечень работ, рекомендуемый для всех видов ТО, приведён в приложении 11.

Для пожарных автомобилей, не вошедших в примерный перечень работ, отделом вооружения и техники территориального органа МЧС России с учётом рекомендаций заводов-изготовителей дополнительно разрабатывается перечень работ технического обслуживания этих автомобилей.

Порядок планирования первого и второго технических обслуживаний

2.4.7. Технические обслуживания пожарных автомобилей (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.

2.4.8. Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне начальником нештатной ТС, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником ГУ МЧС России.

План-график ТО-1 ПА должен быть разработан не позднее, чем за 10 дней до начала планируемого года.

При составлении годового плана-графика ТО-1 должна обеспечивается равномерность вывода ПА из расчёта в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.

2.4.9. Годовой план-график ТО-2 разрабатывается отделом (отделением) вооружения и техники УМТО (совместно с подразделениями ТС), согласовывается со службой пожаротушения и утверждается начальником ГУ МЧС России.

В графики ТО-1, ТО-2 включается вся техника (в том числе резервная) подразделений за исключением техники, подлежащей реализации или списанию, а также находящейся за штатом.

Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в подразделения гарнизона за 15 дней до начала планируемого года.

Допускается составление единого плана-графика проведения ТО-2 и ТО-1.

При невозможности представления ПА в подразделение ТС на ТО-2 в установленный планом-графиком срок, допускается, по согласованию с отделом вооружения и техники УМТО, службой пожаротушения, корректировка сроков проведения ТО.

Порядок проведения и учёта технических обслуживаний

2.4.11. Ежедневное техническое обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом расчёта под руководством командира отделения (начальника караула) в установленное распорядком дня время.

Перед сменой караулов все ПА (ПМ), находящиеся в расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными ПТВ, аварийно-спасательным оборудованием и другими комплектующими изделиями согласно действующим нормам табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе ПА (ПМ) во время его дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче.

Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче, согласно обязанностям номеров расчёта.

Водитель, принимающий ПА (ПМ), в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объёме перечня работ ЕТО и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

Время работы двигателя при проверке состояния ПА не должно превышать:

Для ПА (ПМ) иностранного производства, автономных агрегатов входящих в состав ПА (ПМ), а также приспособленной ПТ продолжительность проверки агрегатов во время приёма–передачи при смене караулов устанавливается приказом руководителя ГУ МЧС России на основании нормативных документов.

При обнаружении неисправностей ПА (ПМ), ПТВ и другого комплектующего оборудования принимаются меры по их устранению водителями и личным составом караулов. В случае невозможности немедленного устранения неисправности ПА (ПМ), он выводится из расчёта и заменяется резервным, о чём уведомляется начальник нештатной ТС, служба пожаротушения и ЦУС (ЦУКС). При неисправности ПТВ и другого комплектующего оборудования его заменяют исправным, взятым из резерва.

Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения. При значительных дефектах ПА (ПМ), узел (агрегат) по согласованию с руководителем органа управления направляется в подразделение ТС.

Резервный ПА (ПМ) перед постановкой на дежурство должен пройти ЕТО, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность службу пожаротушения для принятия мер по выезду ПА из других подразделений гарнизона.

Пожарные автомобили, стоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов. В случаях отсутствия возможности устранения выявленных неисправностей в автохозяйстве охраняемого объекта, ремонт осуществляется на договорной основе в технических подразделениях, технических центрах или на заводах-изготовителях.

Читайте также:  Авто гольф в ровно

Пожарные автомобили субъектовых подразделений, а также других видов пожарной охраны обслуживаются в ПТЦ, отряде (части) ТС ФПС вне плана, по заявкам подразделений, согласованным с отделом (отделением) вооружения и техники УМТО, на основании заключённых договоров.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учёта технического обслуживания.

Личный состав заступающего караула и водитель по табелям оснащения и описям принимает от сменяющегося караула ПА (ПМ), ПТВ, оборудование и средства связи и докладывают командиру отделения об исправности техники, её укомплектованности ПТВ и оборудованием, надлежащем внешнем виде, о полной заправке топливом и огнетушащими веществами.

Командир отделения обязан доложить начальнику караула (помощнику начальника караула) о технической готовности ПА (ПМ) к выполнению оперативных действий.

Резервные ПА (ПМ) принимаются командиром отделения, водителями и личным составом, назначенными начальником заступающего караула.

Вывозимые на пожарном автомобиле ПТВ, другие комплектующие изделия и пожарные рукава должны быть надёжно закреплены.

2.4.12. Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем ПА (ПМ) в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации заводов-изготовителей и Наставления.

2.4.13. Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении. При этом водитель проводит ТО шасси и дозаправку ПА (ПМ) горюче-смазочными материалами, а личный состав караула проводит техническое обслуживание ПТВ, дозаправку ПА (ПМ) огнетушащими веществами и, при необходимости, замену неисправного ПТВ, пожарных рукавов и индивидуального снаряжения. После проведённых работ начальник караула докладывает руководителю подразделения и в службу пожаротушения (ЦУС) о постановке ПА (ПМ) в расчёт и готовности караула к выезду.

2.4.14. Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закреплёнными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации заводов-изготовителей.

2.4.15. Первое техническое обслуживание ПА (ПМ) проводится на посту ТО подразделения водителями дежурного караула с привлечением водителей, свободных от несения службы, с компенсацией отработанного сверхнормативного рабочего времени в соответствии с действующим Трудовым кодексом (за исключением случаев работы водителей вахтовом методом (сутки через сутки)) под руководством старшего водителя в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации ПА (ПМ) и шасси. Техническое обслуживание и испытание ПТВ и другого оборудования проводятся личным составом караула под руководством начальника караула (командира отделения) в объёме требований руководств (инструкций) по эксплуатации этого оборудования и Наставления.

Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, начальником караула (командиром отделения) и закреплённым водителем заблаговременно проводят контрольный осмотр технического состояния ПА (ПМ), ПТВ и другого оборудования. По результатам контрольного осмотра командир отделения совместно со старшим водителем с учётом замечаний водителей, привлечённых к обслуживанию, составляет план проведения ТО-1. Весь объём намеченных работ распределяется между привлекаемыми водителями и личным составом пожарного расчёта. Рекомендуемый план распределения работ при выполнении ТО-1 пожарной автоцистерны приведён в приложении 12.

При проведении ТО-1 пожарного автомобиля (ПМ) служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями.

В дни проведения ТО-1 пожарных автомобилей практические занятия с выездом в охраняемый район не планируются.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения ТО эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

При ТО-1 выполняются все работы ЕТО и дополнительные работы по ТО-1. Примерный перечень работ по ТО-1 приведён в приложении 11.

2.4.16. Второе техническое обслуживание ПА (ПМ) проводится в ПТЦ, отряде (части), на отдельном посту ТС. Допускается проведение ТО-2 на посту ТО подразделения (или в сторонней организации при наличии необходимых финансовых средств).

Пожарный автомобиль на второе техническое обслуживание в подразделение ТС представляется в указанный в годовом плане-графике ТО-2 (приложение 13) срок руководителем подразделения, за которым закреплена данная техника, совместно со старшим водителем (или лицами их замещающими) согласно положению о порядке представления на техническое обслуживание и ремонт пожарной техники.

Положение разрабатывается отделом (отделением) вооружения и техники и утверждается начальником ГУ МЧС России.

В положении должен быть отражён порядок:

комплектации ПА (ПМ), наличие топлива и огнетушащих веществ на ПА (ПМ), перечень передаваемой технической документации;

направления (приёма) ПА в подразделение ТС и его регистрации;

представления информации о техническом состоянии ПТ и обоснование необходимости проведения ремонтных работ;

выдачи ПА (ПМ) и гарантия качества проведённых работ технического обслуживания подразделением ТС;

подготовки и подачи рекламаций на выполненные работы и устранение возникших в течение гарантийного срока неисправностей.

Примерная форма положения приведена в приложении 14.

ПТВ и другие комплектующие изделия при проведении ТО-2 снимаются с ПА (ПМ) для более тщательного ТО (с разборкой и заменой деталей при необходимости) и испытания в пожарной части силами личного состава караула под руководством командира отделения.

Второе техническое обслуживание ПА (ПМ) проводится рабочими подразделения ТС с участием закреплённых водителей (старшего водителя).

При ТО-2 выполняется весь комплекс работ ТО-1. Особое внимание необходимо уделить контрольным, крепёжным и регулировочным работам по всем механизмам, агрегатам и системам без их снятия с автомобиля с использованием контрольно-диагностических средств. При необходимости их следует снять с автомобиля для тщательной проверки, регулировки, испытания на специальных диагностических и испытательных стендах. После этого необходимо смазать узлы и механизмы пожарного автомобиля согласно картам-схемам смазки.

Примерный перечень работ по ТО-2 приведён в приложении 11.

Для проверки качества ТО-2 агрегаты и механизмы испытывают пробегом ПА (ПМ) и работой в стационарном режиме, а также на стендах диагностирования (при их наличии).

При достаточной отдалённости оперативных подразделений от подразделений ТС, как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО пожарной части при наличии необходимых условий для его выполнения закреплёнными водителями под руководством старшего водителя. Техническое обслуживание ПТВ и другого оборудования проводится личным составом караула под руководством командира отделения.

В случае отсутствия необходимого контрольно-диагностического оборудования для проведения ТО, ремонта, испытаний двигателей и электрооборудования, а также систем, узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения пожарного автомобиля, допускается выполнение этих работ в специализированных сервисных центрах на договорной основе при наличии финансовых средств.

Второе техническое обслуживание ПА (ПМ) объектовых подразделений пожарной охраны проводится, как правило, на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками, при этом специальные агрегаты и ПТВ, как правило, обслуживаются в подразделениях силами личного состава дежурного караула.

Пожарный автомобиль, прошедший ТО-2 (ремонт), получают начальник (заместитель начальника) подразделения и старший водитель (закреплённый водитель) подразделения по акту сдачи (выдачи) пожарного автомобиля (агрегата) на техническое обслуживание (ремонт). Форма акта приведена в приложении 15.

Обязательным условием, подтверждающим проведение ТО-2, является соответствующая запись в формуляре ПА (ПМ) ответственного лица и его подпись.

2.4.17. Сезонное техническое обслуживание, как правило, совмещается с очередными ТО-1 или ТО-2. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в макроклиматических районах с холодным климатом. При совмещении сезонного обслуживания с ТО-2 работы выполняют в подразделении ТС специалистами этих подразделений с участием закреплённых за автомобилем водителей.

При совмещении сезонного обслуживания с ТО-1 его выполняют водители под руководством старшего водителя на посту ТО пожарной части.

Сезонное обслуживание ПА (ПМ) проводится в объёмах, установленных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации заводов–изготовителей, учитывающих особенности обслуживания каждой модели ПА (ПМ), и настоящего Наставления.

Примерный перечень работ СО приведён в приложении 11.

Дата начала подготовки ПА (ПМ) к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации, в зависимости от природно-климатических условий, устанавливается приказом начальника территориального гарнизона.

Районирование территории России по природно-климатическим условиям приведено в приложении 16.

2.4.18. При проведении ТО-1, ТО-2 и сезонного обслуживания ПА (ПМ) выводится из расчёта и заменяется резервным. Порядок вывода из расчёта на техническое обслуживание ПА (ПМ) и замены его резервным определяется начальником гарнизона с учётом местных условий.

Время пребывания ПА (ПМ) на ТО не должно превышать:

Продолжительность простоя ПА (ПМ) на сезонном обслуживании в подразделении ТС определяется объёмом проводимых работ и устанавливается руководителем подразделения ТС, а при проведении обслуживания в пожарной части – начальником части.

2.4.19. Нормативы трудоёмкости ТО-2 пожарных автомобилей утверждаются МЧС России.

Для новых типов ПА (ПМ) и другой ПТ отделами (отделениями) вооружения и техники УМТО разрабатываются временные нормативы трудоёмкости технического обслуживания на основании результатов хронометража объёмов работ по ТО, изложенных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации заводов-изготовителей пожарных автомобилей, и опыта эксплуатации автомобилей аналогичных типов. Временные нормативы трудоёмкости ТО утверждаются руководством территориального органа МЧС России.

2.4.20. Корректировка нормативов периодичности и трудоёмкости ТО в зависимости от условий эксплуатации проводится согласно таблицам классификации условий эксплуатации и природно-климатических условий. Таблицы классификаций условий эксплуатации и коэффициенты корректирования нормативов с примером расчёта приведены в приложении 17.

2.4.21. Нормативы сезонного технического обслуживания ПА (ПМ) увеличиваются в сравнении с трудоёмкостью работ по ТО-2:

для холодного климатического района – на 30%;

2.4.22. При проведении технического обслуживания ПА (ПМ) могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт) в объёме, не превышающем 20% трудоёмкости соответствующего вида ТО. Если трудоёмкость работ превышает указанную величину, то перед проведением ТО пожарный автомобиль подвергается текущему ремонту.

2.4.23. Пожарный автомобиль, прошедший ТО, должен быть исправным, заправленным эксплуатационными материалами, чистым, отрегулированным, смазанным и отвечать требованиям эксплуатационной документации.

2.4.24. О проведении ТО делаются записи в журнале учета технического обслуживания ПА (ПМ), формуляре и эксплуатационной карте.

2.4.25. Ответственность за своевременное и качественное проведение технических обслуживаний ПА (ПМ) несут:

ТО на пожаре (учении) – водитель ПА (ПМ);

ТО после первой тысячи километров пробега и ТО-1 – руководитель подразделения;

сезонное техническое обслуживание и ТО-2 – руководитель подразделения и инженерно-технический состав подразделения (участка), в котором проводилось обслуживание ПА (ПМ) (или руководитель организации, проводившей ТО, согласно действующему законодательству);

2.4.26. Постановка на дежурство пожарных автомобилей, не прошедших очередное ТО, запрещена.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Полезные авто советы
Adblock
detector