555 таймер для авто

Реле времени на 555 таймере делаем своими руками

Микросхема серии 555 была разработана довольно давно, но до сих пор сохраняет свою актуальность. На базе чипа может быть собрано несколько десятков самых различных устройств с минимальным количеством дополнительных компонентов в схеме. Простота расчета номиналов компонентов обвески микросхемы также является важным её достоинством.

В данной статье речь пойдет о двух вариантах применения микросхемы в схеме реле времени с:

В обоих случаях 555-ый чип будет функционировать как таймер.

Как работает микросхема 555

Перед тем, как перейти к примеру устройства реле, рассмотрим структуру микросхемы. Все дальнейшие описания будут делаться для микросхемы серии NE555 производства Texas Instruments.

Как видно из рисунка, основа — это RS-триггер с инверсным выходом, управляемый выходами с компараторов. Положительный вход верхнего компаратора называется THRESHOLD, отрицательный вход нижнего — TRIGGER. Другие входы компараторов подключены к делителю напряжения питания из трех резисторов по 5 кОм.

Как вы скорее всего знаете, RS-триггер может находиться в устойчивом состоянии (обладает эффектом памяти, объемом 1 бит) либо в логическом «0», либо в логической «1». Как он функционирует:

Резисторы по 5 кОм в количестве 3-х штук делят напряжение питания на 3, что приводит к тому, что опорное напряжение верхнего компаратора (вход «–» компаратора, он же, вход CONTROL VOLTAGE микросхемы) составляет 2/3 Vcc. Опорное напряжение нижнего — 1/3 Vcc.

С учетом сказанного, можно составить таблицы состояний микросхемы относительно входов TRIGGER, THRESHOLD и выхода OUT. Обратите внимание, что выход OUT — это инвертированный сигнал с RS-триггера.

THRESHOLD 2/3 Vcc
TRIGGER 1/3 Vcc OUT остается без изменений OUT = лог «0»

С помощью такой функциональности микросхемы можно легко делать различные генераторы сигнала с частотой генерации, независимой от питающего напряжения.

В нашем случае, для создания реле времени применяется такая хитрость: входы TRIGGER и THRESHOLD объединяются вместе и к ним подается сигнал с RC-цепочки. Таблица состояний в таком случае будет выглядеть так:

OUT
THRESHOLD, TRIGGER 2/3 Vcc OUT = лог «0»

Схема включения NE555 для такого случая следующая:

После подачи питания конденсатор начинает заряжаться, что приводит к постепенному увеличению напряжения на конденсаторе с 0В и далее. В свою очередь, напряжение на входах TRIGGER и THRESHOLD будет наоборот, убывать, начиная с Vcc+. Как видно из таблицы состояний, на выходе OUT присутствует логический «0» после подачи питания Vcc+, а переключение выхода OUT в логическую «1» произойдет, когда на указанных входах TRIGGER и THRESHOLD напряжение опустится ниже 1/3 Vcc.

Читайте также:  Антикор для авто это

Важен тот факт, что время задержки реле, то есть промежуток времени между подачей питания и зарядкой конденсатора до момента переключения выхода OUT в логическую «1», можно рассчитать по очень простой формуле:

T = 1.1 * R * C
И как видите, это время не зависит от напряжения питания. Следовательно, при проектировании схемы реле времени можно не заботиться о стабильности питания, что значительно позволяет упростить схемотехнику.

Далее приведем рисунок варианта исполнения микросхемы в DIP-корпусе и покажем расположения выводов чипа:

Также стоит упомянуть, что кроме 555 серии производится серия 556 в корпусе с 14-ю выводами. Серия 556 содержит два таймера 555.

Устройство с функцией задержки включения

Перейдем непосредственно к реле времени. В этой статье мы разберем с одной стороны схему максимально простую, но с другой стороны не имеющую гальванической развязки.

Внимание! Сборка и наладка рассматриваемой схемы без гальванической развязки должна выполняться только специалистами, имеющими соответствующее образование и допуски.

Устройство является источником опасности, так как в нем присутствует опасное для жизни напряжение.
Такое устройство в своей конструкции имеет 15 элементов и делится на две части:

Блок питания работает по бестрансформаторному принципу. В его конструкцию входят компоненты R1, C1, VD1, VD2, C3 и VD3. Само напряжение питания 12 В формируется на стабилитроне VD3 и сглаживается конденсатором C3.

Во вторую часть схемы включены интегральный таймер с обвеской. Роль конденсатора C4 и резистора R2 мы описали выше, и теперь по указанной ранее формуле мы можем вычислить значение времени задержки реле:

T = 1.1 * R2 * C4 = 1.1 * 680000 * 0.0001 = 75 секунд ≈ 1.5 минуты Изменив номиналы R2-C4, вы можете самостоятельно определить необходимое вам время задержки и своими руками переделать схему на любой временной интервал.

Принцип работы схемы следующий. После включения устройства в сеть и появления напряжения питания на стабилитроне VD3, а, следовательно, и на микросхеме NE555, конденсатор начинает заряжаться до тех пор, пока напряжение на входах 2 и 6 чипа NE555 не опустится ниже 1/3 от питающего, то есть, примерно до 4 В. После наступления этого события на выходе OUT появится управляющее напряжение, которое запустит (включит) реле K1. Реле, в свою очередь, замкнет нагрузку HL1.

Диод VD4 ускоряет разрядку конденсатора C4 после отключения питания для того, чтобы после быстрого повторного включения в сеть устройства время сработки не сократилось. Диод VD5 гасит индуктивный выброс от K1, чем защищает схему. C2 служит для фильтрации помех по питанию NE555.

Если правильно подобраны детали и без ошибок выполнен монтаж элементов, то устройство в проведении настройки не нуждается.

При испытании схемы, чтобы не выжидать полторы минуты, необходимо сопротивление R1 снизить до значения 68–100 кОм.

Вы, наверное, обратили внимание, что в схеме нет транзистора, который бы включал реле K1. Сделано это не из экономии, а по причине достаточной надежности выхода 3 (OUT) микросхемы DD1. Микросхема NE555 выдерживает на выходе OUT максимальную нагрузку до ±225 мА.

Читайте также:  Олимп авто на зорге

Такая схема идеально подходит для контроля времени работы вентиляционных приборов, установленных в санузлах и других подсобных помещениях. За счет ее наличия вентиляторы включаются только при условии присутствия в помещении в течение длительного времени. Такой режим значительно снижает расход электрической энергии, и продлевает срок службы вентиляторов за счет меньшего износа трущихся деталей.

Как сделать реле с задержкой отключения

Приведенную схему, благодаря особенностям NE555, можно легко переделать в таймер задержки отключения. Для этого необходимо поменять местами C4 и R2-VD4. В таком случае K1 замкнет нагрузку HL1 сразу после включения устройства. Отключение нагрузки произойдет после того, как напряжение на конденсаторе C4 увеличится до 2/3 от напряжения питания, то есть примерно до 8 В.

Недостатком такой модификации является тот факт, что после отключения нагрузки схема будет оставаться под воздействием опасного напряжения. Устранить такой недостаток можно включив контакт реле в цепь подачи питания на таймер параллельно с кнопкой включения (именно кнопкой, а не выключателем!).

Схема такого устройства с учетом всех доработок приведена ниже:

Внимание! Для того, чтобы опасное напряжение в действительности снималось со схемы контактом реле, необходимо, чтобы ФАЗА была подключена именно так, как показано на схеме.

Обратите внимание, что таймер 555 применен и описан на нашем сайте еще и в другой статье, в которой рассмотрена схема реле времени с задержкой выключения 220В. Приведенная там схема более надежна, содержит гальваническую развязку и позволяет изменять интервал выдержки времени с помощью регулятора.

Если при изготовлении изделия вам потребуется чертеж печатной платы, напишите об этом в комментариях.

Где купить

Приобрести готовый таймер или реле времени можно как в специализированном магазине, так и онлайн в Интернет-магазине. Во втором случае, особого внимания заслуживает бюджетный вариант приобретения изделий на сайте Алиэкспресс. Для некоторых приборов есть вариант отгрузки со склада в РФ, их можно получить максимально быстро, для этого при заказе выберите «Доставка из Российской Федерации»:

Видео по теме

Источник

Лада 2109 Электрон, 1.6л › Бортжурнал › Стробоскоп своими руками. Схема. Таймер NE555

В общем в процессе возни с карбюратором, возникла задача выставить угол зажигания по книжке, заодно проверить вакуумный УОЗ, почистить трамблер.

В чистке всяких контактов очень хорошо помогает бор-машинка, или как ее еще называют — дремель, с кучей насадок. Так что покупайте, не пожалеете. Главное, что бы регулировались обороты. Даже самая слабенькая — уже хорошо 🙂

Собственно, искал схемку стробоскопа, и нарыл тут

Схема рабочая, только в моем случае нет конденсатора С1, и как сенсор — намотал около 5 витков вокруг высоковольтного провода около свечи зажигания.

Корпус так приблуде и не сделал. Как оказалось, у меня зажигание за пару дней до этого было около 0. Потом когда чистил трамблер, я по слуху выставил, как оказалось, +2.
Ну и спаяв уже сам стробоскоп выставил угол под 92й бензин угол +4.
Я офигел… Как я раньше ездил?!

Читайте также:  Алькантара для сидений авто

В общем, собирайте схемку, полезная штука.

Вот пара фото моего недо-строба

PS: У себя я ввел некоторые доработки, даже сомнительные… поставил дросселек на питание схемки, предохранитель, доп. контрольный диод на плату, и есть некоторые отклонения по номиналам резисторов, просто нужных у меня не было. Но схема проверенная и рабочая.

UPD:
Еще… когда будете настраивать угол зажигания, почистите метку на маховике, а то она сливалась по цвету, и я ее просто не мог разглядеть в момент вспышки 🙂

Лада 2109 1991, двигатель бензиновый 1.6 л., 81 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Лада 2109, 2001

Лада 2109, 2004

Лада 2109, 2001

Лада 2109, 2003

Комментарии 17

Все это хорошо, но опережение зажигания нужно ставить не по меткам, а по отсутствию неприемлемой детонации, другими словами, после каждой заправки. А прибор служит для первоначальной установки, напр. после ремонта. В современных авто опережением рулит ЭБУ, а в карбюраторных желателен блок регулировки опережения зажигания, с управлением из салона.

Я это понимаю, но есть безопасные углы и по мануалу это они. Дальнейшая регулировка по «детону», позволит получить максимум мощности и момента от мотора. В любом случае, полезно иметь стробоскоп, что бы знать на каких углах с каким бензином ты можешь ездить.
Что касается инжектора, там есть карта УОЗ и поправки по режимам работы мотора (пуск, ХХ, мощностной, егр, сброс газа и т.д.) и по входным параметрам как температура мотора, температура заряда топлива и куча всего. Но это карты и по сути они статичны. Можно ими играться, как на подобии выставления уоз на трамблере. И есть датчик детона, при детоне откатываются углы (алгоритмы могут быть разными) вплоть до ошибки ДД.
Блок регулировки УОЗ очень хорошая штука, но еще не плохо бы что бы она работала еще с ДД… для этого лучше всего ставить МПСЗ.
Как мы видим, все идет по усовершенствованию системы регулировки УОЗ. Все системы УОЗ имеют право быть, если они тебя устраивают)
Сейчас, я бы подумывал об МПСЗ, но я хз, что будет с жигой которая у меня сейчас есть и нет смысла вкладывать.

поделись ссылкой на выставление зажигания если такая есть

Такой записи у меня нет.
Там ничего сложного нет, делаешь пометку на трамблере угла до регулировки, ослабляешь 3 гайки на трамблере, что бы он мог крутится.
Подключаешь строб к клемам АКБ, и сенсорный наматываешь на свечной провод 1-го цылиндра.
Заводишь и наблюдаешь вспышку, направляешь свет на окошко маховика и считаешь деления от нулевой метки до пролетающей риски. Не забудь риску освежить, что б заметная была (домкратишь колесо, кпп на 4ю передачу, и крутишь его в поисках метки, процарапываешь или, как пишут, корректором провести)

поделись ссылкой на выставление зажигания если такая есть

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Полезные авто советы